Марк Шагал и западноевропейское искусство XVI–XIX веков

18:32
12.12.25
0
Выставка «Библейские сюжеты. Марк Шагал и западноевропейское искусство XVI–XIX веков» открылась в нижегородском филиале Пушкинского музея. Эта экспозиция — дополнение к масштабной московской выставке, посвященной русскому периоду творчества художника. Каким увидят Шагала нижегородцы, расскажет Татьяна Плотнова.


        Array
(
    [480] => /upload/iblock/5c0/tsmpvd25sw6akyctdtyiri0g04bfiump/mark_shagal_vystavka_480_m.mp4
    [360] => /upload/iblock/ad2/17cpkwsjk2fqcnicg86106w1a2cbfsln/mark_shagal_vystavka_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/88f/sy4f3abygoqxgxc7bxb73j6tzohrrnk4/mark_shagal_vystavka_240_m.mp4
)
      
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью

Татьяна Плотнова, корреспондент:

«"Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать", – так писал Марк Шагал. И действительно, религиозные сюжеты занимали важное место в его творчестве на протяжении всей жизни».

История Шагала началась в традиционной еврейской семье под Витебском. Первой книгой, открывшей Шагалу мир, стала Тора. Дома её постоянно читали, обсуждали. Уже спустя годы, переехав в Париж в 1930‑е, художник получает предложение от французского издателя Воллара создать иллюстрации к Библии.

Дарья Колпашникова, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина:

"Но в связи с тем, что случилась Вторая мировая война, происходили его личные трагедии, происходили сложные исторические обстоятельства, он смог вернуться к созданию этой серии только после войны. И эта серия была представлена в разных форматах".

К созданию библейской серии Шагал подходил с трепетом. Он путешествовал в Иерусалим, встречался с людьми, посвятившими жизнь изучению и толкованию священных текстов. В экспозиции представлены его чёрно-белые литографии, а рядом – работы мастеров, вдохновлявших художника.

Дарья Колпашникова, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина:

"Так, он отмечал, что Рембрандт – одна из фигур, на которую всегда ориентировался. Есть и другие художники, которые становились проводниками. И Марк Шагал, следуя иудейской традиции, создавал библейские сюжеты, не ориентируясь на какую-то конкретную конфессию, а иллюстрируя важный текст, который когда-то был в его жизни".

20 с лишним лет потребовалось, чтобы литографии наконец увидели свет. В 1956 году в Париже издали 105 библейских офортов, то есть гравюр на металле, напечатанных в 275 экземплярах.

Татьяна Плотнова, корреспондент:

"В финале камерного путешествия по творчеству Шагала мы подходим к самой яркой детали выставки – книге книг с цветными литографиями".

В коллекции Пушкинского музея – лишь два оригинальных отпечатка этого редкого тиража. Поэтому сотрудники называют книгу и украшением, и главным сокровищем выставки. Ведь именно она помогает увидеть подлинный шагаловский колорит – тот мир, где цвет становится языком чувств.


12 декабря 2025 год ГТРК «Нижний Новгород» (видео)


Поделиться:
Связаться с нами:

Новости по теме

Комментарии

Возврат к списку