— Сергей, скажите, пожалуйста, насколько подработка, временная занятость востребованы у людей. По каким причинам ищут подработку, кто и как часто это делают люди?
— Смотрите, подработка сейчас это суперпопулярный тренд. Почему он возник как явление? Сейчас очень низкий уровень безработицы, соответственно, просто нет трудовых ресурсов. Например, в Нижегородской области за прошлый год количество вакансий с возможностью подработки увеличилось практически на 30 процентов, на треть. По нашим аналитическим данным, с другой стороны, мы делали опрос в январе. И, опять же, порядка 45% опрошенных заявили, что хотят подработать в 25-м году в силу разных причин. Есть свободное время, хочется заработать дополнительный денег и так далее. Особенно интересно, что среди молодежи, молодежь у нас в России до 35 лет, доля желающих попробовать в 25-м году находится на уровне 75%. То есть молодежь хочет подрабатывать, хочет оказывать услуги именно в рамках временной занятости.
— Все-таки это как раз люди до 35, а более возрастное поколение, как они?
— Слушайте, они тоже подрабатывают, но обычно они реже используют именно платформенную занятость, они реже используют режим самозанятых, и обычно используют более традиционные каналы поиска именно подработки. Дойти ножками до ближайшего магазина, например, и спросить, есть ли у вас какие-то вакансии или возможности для временной подработки.
— А в каких отраслях наибольшее количество предложений по подработке, по России в целом и, в частности, по Нижегородской области, и какие предложения пользуются наибольшим спросом у людей?
— Да, смотрите, по России, как я уже сказал, сейчас очень мало исполнителей на рынке. Ключевой канал доставки товарных ценностей до людей — это логистика, склады и это торговые объекты — розничные, оптовые. И вот во всей этой сетке не хватает исполнителей, соответственно, все вот эти три отрасли — это топ-три сегмента, где не хватает исполнителей, топ-три сегмента, где как раз компании, заказчики готовы искать временных исполнителей. В Нижегородской области очень похожий паттерн. Кроме, здесь в ТОП-3 еще входит пищевая промышленность.
— А с чем связан такой рост предложений на рынке временной занятости, как вы считаете? Тренд этот будет дальше продолжаться?
— Да, смотрите, по нашим оценкам, в течение 10 лет будет наблюдаться достаточно серьезный дефицит кадров. И отсюда вытекает вывод, почему уже сейчас заказчики привлекают временных исполнителей. По сути, когда ты, как заказчик, начинаешь пользоваться не только наемными сотрудниками, а в том числе идешь в эту историю с гибким графиком, с гибкими исполнителями, по сути, ты получаешь доступ к новой для себя аудитории. Всегда будут студенты, всегда будут мамы с детишками, всегда будут люди преклонного возраста, всегда будут люди, которые не хотят работать в постоянном найме, а скорее предпочитают вот эту свободу. И чтобы к этим людям получить доступ, ты, как заказчик, как работодатель, вынужден идти вот в такие инструменты. Мало людей на рынке, ты как заказчик, как работодатель используешь все новые инструменты, чтобы привлекать исполнителей, чтобы услуги именно у тебя выполнялись в срок и с нужным качеством.
— Немаловажный фактор оплата труда. Какие наиболее выгодные сферы временной занятости есть?
— Да, здесь мы можем судить по нашим аналитическим данным. Например, в Нижегородской области, если взять среднюю стоимость смены и, скажем так, превратить ее в месячный доход, в среднем это будет около 57 тысяч рублей в Нижегородской области. Этот доход вырос, год к году на 2%. С другой стороны, готовы сильно переплачивать те отрасли, где дефицит исполнителей ощущается сильнее всего. Сейчас это, как я уже говорил, логистика, склады, маркетплейсы, связанная с ними инфраструктура, это пункты выдачи заказов, это фулфилмент-центры. Вот эти отрасли готовы переплачивать за исполнителя. Есть стройка и есть сезонные отрасли. Например, подработку флористам можно было найти, по нашим данным, 7−8 марта до 10 тысяч рублей исполнитель мог получить за одну смену. Примерно похожие цифры можно наблюдать и в логистике, и на складах.
— На что обратить внимание, в первую очередь, человеку? Что предусмотреть тому человеку, кто как раз озаботился тем, что ищет вакансии, времени занятости?
— Здесь как будто бы нужно исходить из здравого смысла. С одной стороны, надо определить, какая у тебя цель. Ты хочешь получить новый навык или ты хочешь просто заработать денег? С другой стороны, надо понять, какой у тебя контекст в твоей жизни, какой у тебя график, на какой график ты готов выходить с точки зрения подработки, есть ли у тебя какие-то обременения, связанные с уходом за родителями или за детьми. Вот этот контекст и твоя цель, по сути, дают тебе какой-то набор установок, которые ты уже, открыв сервис по подработке, можешь найти достойные для себя варианты. Ну и третий фактор, это цена, уровень дохода. По сути, ты можешь уже выбирать, исходя из своей цели, исходя из контекста твоей жизни, ожидаемого уровня вознаграждения, подходящую для тебя смену.
— А чем полезны интернет-сервисы временной занятости и для самих исполнителей, и для тех, кто ищет их?
— С одной стороны, заказчик получает доступ к новой аудитории, которая хочет именно временную занятость. Мы про это уже чуть-чуть говорили. С другой стороны, есть исполнители, которые могут через две-три кнопки, в общем-то, пройти все проверки, и достаточно просто откликаться на эти задания, достаточно просто формировать все необходимые документы и получать выплаты. И вот эта простота для исполнителя и доступ у заказчиков на аудитории как раз являются теми драйверами, которые сейчас развивают вот эту платформенную занятость и в целом развивают рынок подработки.
— Как компании конкурируют за кандидатов? С помощью каких предложений?
— Когда мы говорим уже не о монетарной конкуренции, это может быть квазимонетарные вещи, например, компенсация питания, компенсация проезда, различные медицинские программы, ДМС и так далее, система обучения. С другой стороны, есть совсем не монетарные вещи, которые, однако, тоже сильно влияют на восприятие тебя как бренда. Это как раз HR-бренд, когда на рынке у исполнителей складывается какое-то мнение про тебя, как про компанию, насколько классно обращаются с исполнителями или с сотрудниками. И вот эти три фактора очень важны именно в комбинации.
— И поделитесь, пожалуйста, с нашими телезрителями советами, с чего начать, если все-таки решился на подработку?
— Во-первых, не нужно бояться, не нужно переживать, это всего лишь подработка, можно выйти и спокойно получить новый опыт. Но в целом, немножко повторюсь то, про что мы уже говорили, первое, определите цель, получение навыка, получение денег, что вы хотите от этой подработки получить. Второе, поймите, какой у вас контекст, где вы хотите работать, рядом с домом или, заработать чуть больше, но в другой части города. И третье, повторю, опять же, свой совет с самого начала, тут не нужно переживать, тем более, когда сейчас есть достаточно много платформ, которые позволяют тебе в два клика выбрать подходящую смену, выйти, отработать, очень быстро получить деньги. Мне кажется, сейчас оптимальное время, чтобы сделать первые шаги в этом направлении.
— Спасибо большое. И напомню, что мы беседовали с директором Авито Подработки Сергеем Яськиным.
Смотрите выпуски программы "Вести-Интервью" на специальной странице программы.
Еще больше новостей смотрите в проекте "Вести-Приволжье".
Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/gtrk_nn и на наш Rutube и Яндекс Дзен
20 марта 2025 год ГТРК «Нижний Новгород» (видео)