В каком-то смысле новый фильм телеканала "Россия 1" – кинопамятник оркестру Карла Элиасберга и мужеству ленинградцев.
"По-новому рассказать о блокадной истории, блокадной мифологии, блокадной мистике, а это столь же реально, сколь и мистично, это очень своевременно, потому что это очень сложный разговор о войне. Мы говорили о войне до сих пор по-простому", – считает гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В Петербурге премьеру смотрели с особым пристрастием – еще живы дети блокады, и им было важно увидеть правдивый рассказ, без украшательств и искусственного надрыва.
"Хоть я и блокадница, но я была ребенком, я не могла описать то, что происходило вот именно так, как я увидела в фильме. Я поняла, как это было ужасно", – сказала Маргарита Щербакова, председатель общества жителей блокадного Ленинграда “Приморец”.
К тому времени, когда через линию фронта в Ленинград передали партитуру, играть было уже некому. В поисках музыкантов обходят омертвевшие дома, больницы, даже фронтовые части.
В фильме разыгрывается сцена, которая, на первый взгляд, кажется художественным преувеличением, но нет.
"Когда Карлу Ильичу сообщили, что нет литавриста, он сказал: как же, я вчера его видел. "А сегодня он в морге", – ответили ему", – рассказала Ирина Родионова – куратор цифрового проекта к 100-летию Петербургской филармонии. И он лично пошел в морг и обнаружили, что музыкант дышит".
Алексей Гуськов, исполнивший роль Карла Элиасберга, перед съемками изучил все возможные архивы. И точность воспроизведения поражает.
Передачи и репетиции в Доме радио то и дело прерывал сигнал воздушной тревоги. Оркестранты, редакторы, дикторы спускались в бомбоубежище, где была резервная студия, а в эфире пока раздавался частый стук метронома.
В музее Дома радио хранятся дирижерский пульт Элиасберга, партитуры, а рядом – щипцы, с помощью которых тушили "зажигалки" на крыше здания.
Здание гостиницы "Астория" сыграло особую роль в истории 7-й симфонии": в блокаду здесь находился стационар для дистрофиков, отсюда дирижера Карла Элиасберга на санях привезли в ленинградское Управление культуры, где поставили задачу собрать оркестр для исполнения 7-й симфонии. И концерт был сыгран в тот же день, когда по замыслу Гитлера должен был состояться прием по случаю взятия Ленинграда. Гитлер планировал дать его здесь же, в "Астории".
"Асторию" поэтому не бомбили. А в день концерта разбомбить филармонию не позволила артиллерия Ленинградского фронта. В библиотеке филармонии хранят журнал с записью о том концерте: 1046 зрителей были в зале – аншлаг. Здесь же – оригинальные афиши и программки.
"Я видел зал, который и плакал, и улыбался сквозь слезы, потому что страшная первая часть и грандиозный финал с битвой и победным знаменем в конце", – отметил Иосиф Райскин, музыковед и музыкальный критик, главный редактор газеты "Мариинский театр".
Иосиф Райскин в возрасте шести лет был на премьере 7-й симфонии, правда, не на ленинградской, а на мировой в Куйбышеве, где находился в эвакуации и сам Шостакович. После симфонию сыграли в Москве, Лондоне, Нью-Йорке, но весь мир ждал, когда ее исполнят в Ленинграде.
Кавалер ордена Красной Звезды Карл Элиасберг с супругой-пианисткой Надеждой Бронниковой похоронены в "Литераторских мостках". Никто из музыкантов не дожил до сегодняшнего дня, их оставалось уже совсем мало и в 1967 году, когда снимался документальный фильм, в Большой зал филармонии пригласили тех, кто играл и слушал исторический концерт.
Рассказывая о 7-й симфонии, очень важно было самим не сфальшивить. И создателям исторической драмы это удалось. Получился фильм не о войне, а о том, как голодные ленинградские музыканты победили откормленных солдат вермахта. Это урок мужества для всех нас.
Еще больше новостей смотрите в проекте "Вести-Приволжье"
Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/gtrk_nn и на наш YouTube
13 ноября 2021 года. ГТРК "Нижний Новгород"