«Мы предлагаем начинать со школы. Качество студента на выходе из университета не улучшается. Мы были свидетелями этого процесса в 90-е и нулевые. Многие говорят университетам: кого вы учите? А университеты кивают на школу: кого вы к нам привели? Нужно обратить внимание на ценности, которые есть в нашей стране, которые нас объединяют: толерантность, освоение и покорение пространства. А еще хочется, чтобы нас объединяла ценность науки, об этом и надо рассказывать в школе. У нас есть школы, с которыми мы взаимодействуем. Такой набор школ может быть пилотом. Сопровождение молодых людей со школьной скамьи – это одна из главных задач РАН. Кроме того, нам надо поднимать престиж и статус учителя», – заявил Александр Сергеев.
Большое значение работы в школе отметила и Ольга Петрова. По ее словам, Нижегородская область является уникальным регионом, где выстроена и эффективно функционирует вся цепочка элементов научно-исследовательской карьеры: от детских образовательных пространств «Кванториум», IT-кубов и Точек роста, школ РАН и создаваемого в Балахне Специализированного учебно-научного центра до университетов и академических институтов, которые входят в систему Нижегородского научно-образовательного центра (НОЦ).
«На каждом этапе пути в науку мы применяем модель наставничества, которая делает карьерную траекторию молодого ученого бесшовной. В школе дети получают наставников в лице молодых ученых, студентов вузов. В университетах с молодежью занимаются доценты. Доценты включены в серьезные исследовательские проекты, которые реализуются в том числе с участием Российской академии наук. Это единая, интегрированная на всех уровнях система, которая работает с 5-6 класса. В этом возрасте начинается ранняя профориентация. И важно, чтобы дети, которые полюбили науку, увлеклись исследованиями в средней школе, в дальнейшем не потеряли интерес. Там, где нам удается это сделать, ребята становятся наставниками младших школьников, модель наставничества начинает поддерживать саму себя и питает благоприятную среду для становления будущих ученых», – сказала Ольга Петрова.
Тему взаимодействия организаций общего и высшего образования поддержала Елена Загайнова.
«Преподавателей университета нужно готовить к тому, чтобы они спускались на уровень школ. Если мы хотим получить в университет хорошего абитуриента, преподаватели университета, которые могут здорово и доходчиво рассказывать молодым о том, как здорово быть в науке, как здорово быть учёным, должны приходить к школьникам 8-11 классов. И это работает. В это время они определяются, у них горят глаза, и главное – не упустить этот момент. Именно на этом построены Специализированные учебно-научные центры (СУНЦ). Там не только базовая школьная программа с лучшими учителями, там со школьниками работают лучшие исследователи вузов», – пояснила Елена Загайнова.
Заместитель директора департамента государственной молодёжной политики Минобрнауки России Александр Ведехин рассказал о некоторых мерах поддержки молодых ученых, которые реализуются в настоящее время.
«Это, например, программа «Сириус», в рамках которой студенты получают зарплату за проектную работу со школьниками. Этот год пилотный. Мы выстраиваем мостик между школьниками и студентами через наставничество. Это Студенческие научные общества (СНО). Мы проводим конкурс, по результатам которого такие общества получают дополнительные ресурсы. Дорожная карта по данному направлению включает 18 мероприятий, в том числе методическую и методологическую поддержку. Действует программа «Наука», которая подразумевает трудоустройство выпускников в вузы и научные организации, что способствует увеличению доли молодых исследователей в общей доле учёных. Кроме того, мы хотим пересмотреть программу жилищных сертификатов, понизить входной барьер, чтобы задержать большее число молодых учёных в науке. В целом министерство работает над тем, чтобы нивелировать имеющиеся препятствия, обеспечить приток молодых учёных и разработок», – отметил Александр Ведехин.
Председатель «Российского союза молодежи» Павел Красноруцкий подчеркнул важность популяризации науки среди молодежи.
«Эта работа должна быть системной. Нынешний год должен дать хороший импульс. Должен быть внутренний «движ» – друга от друга в том числе, когда молодежные научные сообщества соревнуются между собой. В рамках Студвесны мы договорились с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым о популяризации молодёжной науки на постоянной основе», – заявил Павел Красноруцкий.
Итог дискуссии подвел один из модераторов панельной дискуссии, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов. По его словам, разговор получился честным и откровенным.
«Проблемы и задачи науки обозначены предельно понятно. Нужно признать, что мы не привлечем молодежь в науку, если не будем заниматься популяризацией и продвижением. С молодежью надо работать фокусно, предпринимать конкретные действия, в том числе усиливать материальные стимулы. Поддержка молодых ученых должна начинаться в школе и быть ключевым приоритетом. Очень надеюсь, что конструктивные мнения и предложения, которые прозвучали на форуме, станут основой для принятия решений на уровне правительства России и губернаторов регионов», – подчеркнул Евгений Сженов.
Источник: пресс-служба губернатора и правительства Нижегородской области
Фото: Андрей Скворцов (предоставлено пресс-службой губернатора и правительства Нижегородской области)
16 мая 2021 года. ГТРК "Нижний Новгород"