«Этот документ интересен тем, что в дневник попали записи о не очень спокойном для нашей страны времени - периоде репрессий, который затронул жизни многих граждан. Против Семена Дурасова были выдвинуты обвинения, и его арестовали. Автор так описывает эти события: «Обычно приезжали глубокой ночью и на «воронке». А за мной днем на легковой машине приехали, как бы с приглашением выступить в клубе, где я читал для них лекции, в том числе по истории партии. Там меня знали на протяжении 15 лет, как старого большевика, как хорошего лектора, как выдержанного ленинца». Автор подробно, ярко, эмоционально описывает, как происходил арест и допросы», - рассказала директор центрального архива Нижегородской области Любовь Зарубина.
«Исследуя эту эпоху, период репрессий, не принято было обращаться именно к изучению личных фондов. Как оказывается, личные фонды - кладезь материалов по этому периоду. Конечно, они отражают очень личное, субъективное отношение. Но к исследованию непростого времени вообще нужно подходить очень взвешенно», - добавила Любовь Зарубина.
Директор центрального архива Нижегородской области отметила, что есть и другие личные фонды известных нижегородцев, которых также коснулись трагические события эпохи Сталина. Это исследователь Леонид Каптерев, семья театральных деятелей Собольщиковых-Самариных, краевед Иван Люсов, журналист Михаил Хазанов и многие другие.
В частности, в личном фонде Михаила Хазанова есть документ, который называется «Скорбная книга». Это были первые попытки собрать сведения обо всех людях, которые пережили трудный период. Впоследствии идея развита в работе над «Книгой памяти», которая была издана в Нижегородской области в 2001 году. В ней содержатся сведения, практически обо всех жителях региона, которые прошли репрессии и были реабилитированы.
Нижегородский историк, главный редактор газеты «Новое Дело» Вадим Андрюхин, который глубоко изучал тему сталинской эпохи, считает, что это время сложное и неоднозначное, и единого мнения у профессиональных историков об этой эпохе нет.
«Если мы действительно хотим отдать должное памяти жертв политических репрессий, то должны трезво изучить эту эпоху. Сказать: вот здесь были плюсы, здесь - минусы, а вот здесь - очень грубые ошибки. Но этим должны заниматься прежде всего профессионалы. Нельзя героизировать эпоху абсолютно. У нас есть страницы истории, где есть чем гордиться, а есть страницы трагические. Изучение событий требует действительно очень взвешенных, аккуратных подходов. Очень бы хотелось, чтобы на этой теме перестали спекулировать, играть в политические игры ради какой-то личной показухи. Это просто непорядочно, прежде всего по отношению к своим предкам, которые прошли через жестокую эпоху», - подчеркнул Вадим Андрюхин.