Неслучайная случайность
Первое, что я увидела, войдя в кабинет директора ГТРК — два телевизора, установленные друг над другом. Поймав мой удивлённый взгляд, Назарий Михайлович улыбнулся:— А ещё я только что выключил радио…
— Их тоже два?
— Три! Мне приходится много смотреть и слушать, и всё это надо делать одновременно. Мы производим программы фактически для шести каналов: трёх телевизионных и трех радийных. Это "Россия 1", где у нас круглосуточная информационная линейка программы "Вести-Приволжье", 12 выпусков новостей в день. Еще — "Россия 24", там тоже достаточно большой объём информационного, тематического вещания и трансляций. Кроме того, радио "Вести ФМ", "Радио России" и "Радио Маяк". Плюс к этому у нас есть небольшой интервал на канале "Культура": раз в месяц, по воскресеньям, мы размещаем там свои программы.
— На нижегородской телерадиокомпании вы 23 года. На данный момент это ровно половина вашей жизни…
— А если говорить о сознательной жизни — то почти вся.
— Телевидение было мечтой?
— Абсолютно точно не было мечтой, на телевидение я попал совершенно случайно. Я вырос в городе, в котором не было местного телевидения. Никогда не мог представить, что буду работать на телевидении, да ещё и им руководить. В 1993 году на ГТРК "Нижний Новгород" была молодежная редакция, называлась она "Молодежный проект". Мне предложили попробовать себя в качестве менеджера по продаже рекламы. У меня был опыт продаж, я работал в крупных биржевых и торговых компаниях. Но телевидение для меня было тёмным лесом. Я тогда вообще не представлял, как работают электронные медиа. Тем не менее — были успехи, и уже через полгода меня назначили коммерческим директором компании. Года через два судьба бросила мне еще один вызов: меня назначили директором студии телевидения. У меня в подчинении оказались уважаемые люди с большим опытом работы, с заслугами и государственными званиями. Я, молодой-юный, одновременно учился у них — и учил их перестраивать работу студии на новый лад. Ведь с начала 90-х годов телевидение изменилось. Раньше заказчиком было государство, а стали телезрители и радиослушатели. Появилась конкурентная среда. Пришлось адаптироваться к этим изменениям. Со временем нам удалось выйти в лидеры.
"На частоте лидерства"
На сегодняшний день ГТРК "Нижний Новгород" — лидер информационного вещания в регионе по рейтингам и по доле телесмотрения. Каждый шестой человек, включающий телевизор в Нижегородской области, смотрит программу "Вести-Приволжье".— Телезритель голосует пультом. Если ему что-то не понравилось, он переключает канал, и вернуть его обратно будет стоить неимоверных усилий, — отмечает Назарий Зеленый. — Главное здесь — оригинальный контент и оперативная информация. Информационного контента мы производим столько, сколько все наши конкуренты вместе взятые. Работа организована по тому же принципу, что и у наших "старших" коллег – федеральных "Вестей". Нужно соответствовать их уровню: когда на федеральном канале начинается программа регионального окна, зритель не должен чувствовать разницу. Более того, филиал должен работать так, чтобы "приводить" нижегородскую аудиторию на федеральные каналы ВГТРК. Поэтому рейтинги наших программ должны быть выше, чем у федеральных. Задача не из легких. Но мы с ней справляемся. Рейтинг программы "Вести-Приволжье" на 1-1,5% выше, чем у федеральных "Вестей".
— Каждый выпуск программы "Вести-Приволжье" выходит с 70% обновлением информации. Звучит, словно какая-то магия. Как этого можно достигнуть?
— Люди, техника и технологии. Например, мы первыми в нашем регионе стали использовать модель продюсирования в новостях. Задача продюсера — работать на стыке функционала редактора, корреспондента и ведущего. Придумывать новые идеи, формировать пул информаторов, и всё это в единой технологической цепочке. Кстати, в связи с этим 4 года назад совместно с Мининским университетом мы запустили образовательную программу по подготовке продюсеров. Уже четвёртый год я и мои коллеги преподают на кафедре продюсерства.
— Значит, профессия учителя — это тоже ваше?
— Я вырос в учительской семье, мои родители педагоги. Значимость этой профессии была для меня очевидна всегда. От того, какие у нас педагоги, как они относятся к нашим детям, зависит будущее нашей страны. В этом году по заказу Мининского университета мы сделали проект "День учителя" — 9 фильмов о девяти успешных образовательных учреждениях нашего региона. Проект получился, он завоевал высокую оценку и аудитории, и профессионального сообщества, стал победителем Всероссийского конкурса журналистских работ "В фокусе — детство". В 2018 году мы планируем его продолжить… Возвращаясь к преподаванию — это очень интересно, все студенты разные, и каждому нужно помочь найти себя, открыться. Хотя, если быть откровенным, в нашей работе не столь важно, какой у тебя диплом. Телевидение — для тех, у кого приоритетом в жизни является творчество и много работать. Приходя в телецентр утром, не знаешь, во сколько отсюда уйдешь вечером. Не все выдерживают такой ритм. Но при этом коллектив у нас стабильный. От нас уходят или в декрет, или в Москву — на федеральные каналы ВГТРК.
Единые в трех… средах
"Со временем телевидение перевернет жизнь всего человечества! Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, одно сплошное телевидение!" — Рудольф-Родион из фильма "Москва слезам не верит" не так уж и ошибался. Современный человек потребляет много видеоконтента. В самых разных медиасредах — но при этом неизменно "голосуя" за высокое качество "картинки".— 4 июля 2017 года произошло знаковое событие для Нижегородской области и ГТРК "Нижний Новгород", — рассказывает Назарий Михайлович. — Наши программы появились в первом цифровом мультиплексе, на 2-й (телеканал "Россия 1") и 7-й ("Россия 24") кнопках. Теперь мы — единственные в регионе, кто выходит в эфир во всех средах распространения программ: аналоговое вещание, кабельное и цифровое. Трансляции в аналоге и в цифре отличаются как небо и земля. Цифровая картинка "вкусная", насыщенная. И люди, которые начинают смотреть нас в мультиплексе, уже не возвращаются в аналог.
— Аналоговое вещание доживает последние годы. Мультиплексов (точнее, частот) на всех не хватит. Получается, что для региональных телерадиокомпаний выход один: "уйти в кабель". Кабель — это платно. Картина складывается достаточно очевидная. Но если помечтать, если попробовать быть оптимистом… какого будущего вам бы хотелось для региональных компаний?
— Даже если помечтать, вариантов всего два: или "цифра", или кабель. Кроме того, часть аудитории сейчас вообще не смотрит телевизор. Но при этом потребляет видеоконтент: онлайн-трансляции, соцсети и так далее. Около 150-200 человек в день смотрят наши программы в онлайн-трансляции. Я и сам так часто делаю. Видеоконтент всё равно будет востребован — главное, найти, где его будут смотреть. Сокращение аналогового вещания просто подтолкнёт телекомпании к тому, чтобы искать аудиторию в других средах.
— Для вашей работы нужно сочетать в себе противоположности: соответствовать современным тенденциям, быть в курсе всех технических новинок — и с любовью оцифровывать архивы, хранить историю горьковского телевидения…
— Глядя назад, мы движемся вперёд. Несмотря на то, что советское телевидение не знало конкуренции, профессиональный уровень был высочайшим. Строжайшие требования к качеству языка и речи, формам, жанрам. Телевидение вообще было немного магическим, открывало окно в какой-то новый, недоступный многим мир. Помните, на "ящик" копили, покупали в рассрочку, а потом ходили друг к другу в гости — посмотреть передачу или фильм… Работа с архивами — это источник вдохновения.
"Главное — это работа"
Еще в кабинете директора ГТРК сразу привлекает внимание большое количество наград. На столе — статуэтка ТЭФИ. Над столом, на фотографии — Назарий Зеленый с Владимиром Путиным.— Это вручение Ордена Дружбы, за заслуги в развитии отечественного телерадиовещания. Я воспринимаю его как награду всему нашему коллективу. А вообще мы ежегодно становимся обладателями различных наград. Две недели назад был финал "ТЭФИ-Регион", где мы стали одним из трёх финалистов. Победителю вручают статуэтку, двум другим финалистам — серебряные дипломы. У нас есть одна статуэтка, а дипломов финалистов – восемь! В прошлом году мы были финалистом "ТЭФИ-Регион" в номинации "Лучшая информационная программа", а в этом — корреспондент "Вестей-Приволжье" Мария Соколова вышла в финал в номинации "Репортер". Для корреспондента это высший пилотаж! Ещё в этом году мы взяли второе место во всероссийском конкурсе с нашей радиоработой на тему гармонизации межнациональных отношений и еще более 10 профессиональных наград. Мы участвуем в конкурсах не ради наград и даже не ради участия, а чтобы понять, какие тенденции сейчас на телевидении и радио, куда движется интерес аудитории и куда движется профессиональное сообщество..
— Работа оставляет время для увлечений — или хотя бы просто отдыха?
— Летом я люблю ходить в походы, всей семьёй сплавляемся на байдарках, приучили к этому детей с 2-3-летнего возраста. Сейчас старшие дети выросли, ходят с нами на байдарках вместе со своими друзьями и с семьями. Ещё в последнее время меня потянуло к работе с деревом. Строгаю, вырезаю, мастерю… для дома в деревне нужно было восстановить резные наличники — пришлось мне с моим папой учиться резать. Люблю читать. Для себя — времени почти не остаётся, но стараюсь читать младшему сыну, одновременно вспоминая, что сам любил в детстве. Сейчас заканчиваем "Тома Сойера"…
— А семья у вас связана с телевидением?
— Нет — ни супруга, ни старшие дети. Старшая дочь — архитектор, сейчас профессионально занимается фотографией. Средний сын учится в питерском политехе, надеюсь, будет хорошим инженером. А младший, Миша, в школе, во втором классе.
— Ну, он-то наверняка влюблен в работу папы!
— Да, он тут недавно сказал: "Я тоже буду директором телевидения!". Он был здесь, ему интересно… Но одно дело хотеть, и другое — представлять, как это. Как я уже говорил, для тех, кто связан с телевидением, главное — это жить работой. У многих наших сотрудников, не смотря на активный график работы — семьи, дети. Меня это только радует! Семья это надежный тыл и мотиватор! Мы подстраиваемся, меняем график, чтобы оставалось время для семьи. Чтобы наши сотрудники реализовывали себя в гармоничных условиях.