Новая методичка по литературе для старшеклассников: чему научат школьников?

11:01
17.01.13
0
3020
Вышла в свет новая методичка по литературе для старшеклассников, которая предполагает изменения в списке книг для чтения. Пока программа не утверждена Министерством образования и будет опробована в некоторых школах в качестве эксперимента. Но все это - шаги к изменениям, которые вступят в силу в 2020 году. Что будут читать дети? Почему сокращения количества уроков учителя боятся больше, чем изгнания из программы некоторых классиков? Тему продолжит корреспондент программы "Вести - Приволжье".


Открыть полностью
Куприн, Лесков и Алексей Толстой уступят место Пелевину, Улицкой, Макавину и еще десятку современных авторов. Методичка для учитилей с таким списком литературы уже появилась на прилавках книжных магазинов Москвы и озадачила знатоков русской словесности. В Нижегородском институте развития образования пособия еще не видели, зато видели автора программы. По учебникам Бориса Ланина в Нижегородской области учатся школьники среднего звена. Сейчас говорят, что это далеко не самый худший из десятка вариантов.
С подачи авторов учебников в библиотеке школьника появляется все больше современных авторов. Мысли и классиков, и современников учитель для старшеклассников должен донести за 3 урока в неделю. На ком лучше учиться постигать смысл - вопрос открытый.
Любители литературы знают, что большинство произведений последних нескольких десятилетий, литературоведы относят к такому направлению, как постмодернизм. Не уходя в дебри, объяснить его смысл можно с помощью обыкновенных ножниц. Резать книги мы не будем, ограничимся распечатками. Писатели буквально разбирают классиков на цитаты. Берут самые запомнившиеся слова, образы и сюжеты - уже из них, как мозаику, конструируя собственное произведение. Это объяснение, возможно, в чем-то грубое, но вполне соответствует действительности. Преподаватель современной литературы высшей школы Леонид Большухин напоминает, что без десятков томов классической литературы в багаже знаний даже лучшие современные произведения покажутся читателю легким детективом. Преподаватель сетует, что сейчас детей трудно приучить читать любые книги.
ЛЕОНИД БОЛЬШУХИН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ННГУ ИМЕНИ Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО: "Постмодернизм - это результат изощренного и долгого интеллектуального развития. Поэтому постмодернистский текст способен воспринимать человек, обладающий мощным культурным знанием".
Старшеклассники гимназии №13 на урок литературы приходят 4 раза в неделю, а не 3. Они занимаются по особой программе, а у доски стоит не просто учитель, а учитель года. В итоге, дети не только читают классиков и современников, но и читают на нормальном русском языке.
ЛЮДМИЛА ПЕЧНИКОВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ №13 ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА: "Я сторонница изучения основных произведений, ставших уже классикой, на которой воспитаны поколения. Изучать их стоит очень вдумчиво и глубоко".
К 2020 году в школах должно остаться всего 2 урока литературы в неделю и жесткий список книг, который учитель менять не сможет. Как объясняют авторы реформы, таковы запросы времени.
Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку