Члены Совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека пришли в Кремль с кипами документов: описанием конкретных проблем людей, предложениями, как их решить и что нужно сделать для развития гражданских институтов. Свои предложения были и у Владимира Путина. Диалог в итоге получился весьма насыщенным, а временами - эмоциональным.
В Екатерининский зал президент вошел с букетом цветов: у одного из членов совета - председателя Московской хельсинкской группы Людмилы Алексеевой сегодня день рождения. Владимир Путин поздравил ее, и уже после этого приступили к работе. Во многом Совет по развитию гражданского общества - это преобразованная комиссия по правам человека, у него больше полномочий, да и состав расширенный - здесь и правозащитники, и политологи, и журналисты.
Вначале Путин рассказал о том, что государство делает для развития гражданского общества и что еще хотело бы сделать. Скоро заработает Общественная палата, и она, по словам президента, должна стать "действенным каналом влияния общественности на государственные дела". А некоммерческие организации, которых в стране сегодня больше полумиллиона, могли бы помочь в борьбе с наркоманией и беспризорностью. Власть готова создать для этого все условия и просит не считать это давлением.
"Вам хорошо известны общественные инициативы в области экологии, правового образования граждан, помощи людям с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам. Разумеется, это только часть той обширной работы, которую проводят общественные организации. Я полагаю, что вполне можно было бы сегодня подумать над механизмами их поддержки. Мы готовы это все сделать, - заявил президент. - Единственное, что меня беспокоит, это, знаете, чтобы с вашей стороны не было каких-то сомнений в том, что это какая-то форма подкупа со стороны государства".
Членам Совета эта инициатива понравилась. Александр Аузан, руководитель одной из общественных организаций, назвал инвестиции в гражданское общество мировой практикой и предложил пойти дальше - разрешить иностранцам оказывать больше помощи общественным организациям, а то сейчас бюрократия мешает. "У нас существует список доноров, утверждаемый правительством Российской Федерации, и у нас есть правительственная комиссия по технической и гуманитарной помощи, которая должна утвердить все программы международной помощи", - пояснил общественный деятель.
"Что касается регулирования, финансирования общественных организаций России из-за рубежа, думаю, здесь тоже можно подумать над разбюрокрачиванием, хотя должен признаться, что я не знаком детально с тем, что там происходит, - ответил Владимир Путин. - Вместе с тем хотел бы обратить ваше внимание на одно обстоятельство и рассчитываю, что вы со мной согласитесь. Категорически возражаю против финансирования из-за рубежа политической деятельности в Российской Федерации. Категорически возражаю. Ни одно уважающее себя государство этого не допускает, и мы не допустим".
"Разумеется, речь идет о неполитической деятельности и о некоммерческой деятельности", - уточнил Александр Аузан. "Деньги выделяют из-за рубежа на конкретную политическую деятельность в России, - продолжил Путин. - На конкретную совершенно, причем по достаточно острым направлениям. Вы же правильно сказали, кто платит, тот и музыку заказывает. Давайте мы внутренние политические проблемы России самостоятельно будем решать. Мы не первобытное общество".
Председатель совета Элла Памфилова к своему докладу подготовилась основательно. Чуть ли не каждые 15 секунд она передавала президенту различные документы - вот переписка с Минфином, который никак не дает деньги на выплаты одной из категорий военных-инвалидов, вот доклад о проблемах образования, а вот факты произвола милиции, которых меньше не становится. Острых тем никто не избегал.
"По прошествии семи месяцев после широкомасштабной так называемой зачистки в Благовещенске практически никто не наказан. Высокопоставленные милицейские чины наши, спрятавшись за спины рядовых сотрудников, пребывают в благополучии. Я считаю, что справиться с этой волной произвола можно, если объединить усилия общественности, СМИ, профессионалов, дорожащих честью своего мундира", - полагает Элла Памфилова.
Или же ввели Жилищный кодекс, продолжала председатель совета, а толком, по ее словам, народу мало что объяснили. Люди не понимают, какие субсидии им положены, положены ли вообще, и главное - сколько, какие вообще у них теперь права и обязанности. А от чиновников ничего не добьешься.
Путин внимательно рассматривал документы, которые передала Элла Памфилова, что-то помечал в них. После окончания доклада Памфиловой взял слово: "Про жилищные субсидии очень важный вопрос, и, безусловно, к этому нужно вернуться. В практическом плане мы это обязательно сделаем, я вам обещаю. В ближайшее время дам, сформулирую поручение, и вернемся к этому вопросу с тем, чтобы у нас программа "Доступное жилье" развивалась гораздо более быстрыми темпами, чем до сих пор. Это относится и к системе ипотеки".
Эколог Святослав Забелин тоже пожаловался на чиновников: создали два органа по охране окружающей среды с одними и теми же функциями, и вот они выясняют, кто самый главный. Или еще одна проблема - госкомпании не дают экологам действовать. "На слуху, к сожалению, ситуация сегодня с трубопроводом из Восточной Сибири на Тихий океан, где известная компания проявляет чудеса изворотливости. Это уже почти анекдот: для того чтобы провести общественную экологическую экспертизу, она создала свою собственную общественную организацию, зарегистрировала ее в Москве, и организация принимала решения, так сказать, чего делать приморцам, чего делать иркутянам, чего делать бурятам, как у них лучше пройдет труба", - возмущался Забелин.
Путин отвечал обстоятельно. Напомнил: маршрут трубопровода до Дацина скорректировали как раз под влиянием экологов. Он теперь пройдет не по южной оконечности Байкала, а по северной. Но экологические экспертизы не должны служить чьим-то интересам, только государственным, и не должны быть средством давления. "Как мы только сталкиваемся, только начинаем что-то делать, так одна из линий атаки против нас всегда - экологические проблемы. Вы сейчас упомянули об одном из крупнейших, как в прежние времена говорили, народно-хозяйственных проектов. Это дает нам возможность выхода с нашими энергоресурсами на рынки быстро развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на китайский рынок, причем на рынок покупателя и продавца, потом на Южную Азию, на Японию и так далее. Хочу обратить ваше внимание, что после распада Советского Союза наша страна потеряла пять крупных портов на западе, пять! Мы, по сути, попали в зависимость от стран, которые транзитируют наши энергоресурсы и злоупотребляют своим геополитическим положением, злоупотребляют в полном смысле этого слова. Мы сталкиваемся с этим постоянно. Для России крайне важно выйти напрямую на рынки третьих стран. Это общенациональный проект, по сути дела", - подчеркнул президент.
Под конец встречи речь зашла о миграционной политике. Члены Совета ею недовольны: права мигрантов по-прежнему не защищены. Бороться с проблемами решили и законодательно, и кадрово - президент объявил о том, что у Федеральной миграционной службы новый начальник - Константин Ромодановский.
Владимир Путин: внутренние проблемы нужно решать самостоятельноПавел Зарубин
20:10
20.07.05
0
896
В среду в Кремле впервые собрался Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Этот консультативный орган при главе государства был создан в ноябре прошлого года. Разговор продолжался несколько часов. Поднимались самые разные темы начиная от поддержки некоммерческих общественных организаций и заканчивая последними инициативами правительства в социальной сфере.
Открыть полностью
Связаться с нами: