Героиня нашего сюжета Наталья попросила не раскрывать её личность. Рассказывает, в минувшую субботу, как обычно, созвонилась со своей мамой. Хотела позвать её в бассейн. Но в ответ услышала лишь сухое "нет". На все уточняющие вопросы, говорит Наталья, её мама отвечала односложно, стараясь как можно быстрее завершить разговор. Такое поведение заставило девушку бросить все дела и приехать к ней.
Наталья, жительница Нижнего Новгорода:
"Она мне стала рассказывать вот эту историю, что ей два дня звонят люди и говорят, что квартира уже не её, что деньги уже не её, что нужно всё отдать, сходить в банк. Она мне рассказала, что уже была в банке. Она там пыталась открыть ячейку, потому что ей сказали, что деньги нужно снять со счёта и положить в эту ячейку. Точнее, не положить в ячейку, а положить муляж в ячейку с куклой, а деньги положить через банкомат на другой счёт. В течение этих двух дней были звонки каждые пять минут. Ей не давали ни поесть, ни попить, ни погулять. Она заморозила свои абонементы в фитнес. То есть, человека держали в таком моральном напряжении."
К счастью, мама Натальи не успела понести материальный ущерб. Но звонки и сообщения от неизвестных не прекращаются и по сей день.
Андрей Батманов, корреспондент:
"Точкой входа в "легенду" для жертвы в этом случае стало сообщение от якобы коллеги с предыдущей работы. Далее в дело вступили якобы сотрудники правоохранительных органов, которые сообщили, что пенсионерка перевела деньги на нужды запрещённых в России организаций. Сегодня эта схема весьма распространена и очень эффективна", – отмечает Анна Протасова, психолог, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Нижегородской академии МВД. Эксперт отмечает, вопреки распространённому мнению, жертвами мошенников чаще всего становятся не пожилые, а люди среднего возраста и молодёжь. Пожилые просто чаще готовы об этом рассказывать."
Анна Протасова, преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Нижегородской академии МВД России:
"Первый этап — установление контакта. Второй этап — это формирование доверия. Третий этап — это манипуляция, побуждение человека к выдаче критической информации. То есть, получение кодов каких-то, доступов, СМС-сообщения с доступом к Госуслугам. Следующий этап — это непосредственно перевод денежных средств. То есть, заставить человека, побудить перевести денежные средства и последний этап — пятый, это завершение. То есть, либо заставить полностью все средства перевести, либо остаток какой-то, либо квартиру ещё продать."
Определить дистанционное мошенничество можно по определённым смысловым маркерам. К ним относятся:
— Блокировка карты или счёта
— Требования перевыпуска карты
— Сообщения о подозрительной или сомнительной операции
— Требования о переводе денег на безопасный счёт
— Сообщения о переводе денег мошенникам/террористическим организациям/вооружённым формированиям иностранных государств
— Предупреждения о скором звонке со стороны правоохранителей
— Сообщения об оформлении доверенности
— Требования секретности в выполнении указаний неизвестных
— Требования быть всегда на связи
— Требование провести в собственной квартире "видеообыск"
— Требование о декларировании находящихся дома ценностей
Сергей Арефьев, начальник отдела по расследованию преступлений в сфере компьютерной информации и высоких технологий следственной части ГСУ ГУ МВД России по Нижегородской области:
"Действительно, сотрудники правоохранительных органов обращаются к гражданам по телефонам. С использованием личных, в том числе телефонов, с предложением о проведении каких-то процессуальных действий и в основном предлагают прибыть в помещение полиции для составления различных процессуальных документов. Но никогда ни сотрудники полиции, ни других правоохранительных органов: Росфинмониторинга, прокуратуры, судов, Центрального Банка Российской Федерации не требуют передавать принадлежащие вам денежные средства ни для декларирования, ни под любым другим предлогом."
Пока единственный способ уберечься — при подозрении, что с вами связался мошенник, сразу класть трубку. Если звонки продолжаются, сменить номер.
Андрей Батманов, корреспондент:
"В августе мы рассказывали о том, что для тех, кто всё же случайно слил чувствительную информацию злоумышленникам, существует так называемый "золотой час", в который можно попробовать спасти свои средства. Этот сюжет можно найти на сайте vestinn.рф"
14 ноября 2025 год ГТРК «Нижний Новгород» (видео)
Как нижегородцы попадают в сети телефонных мошенников?
16:32
14.11.25
0
912
Если у мошенников не получилось получить ваши деньги быстро, расслабляться не стоит. Злоумышленники готовы к долгой осаде. Одна из таких историй разворачивается сейчас в Нижнем Новгороде. Андрей Батманов встретился с дочерью несостоявшейся жертвы злоумышленников. Как уберечься от телефонного прессинга? Подробности — в репортаже.
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Связаться с нами: