Смертельный адреналин: почему подростки рискуют жизнью на крыше поезда

12:31
3.10.25
0
1221
Трое зацеперов из Пензы, Воронежа и Курска, которых доставили в Нижний Новгород в августе-сентябре, переведены из реанимации в общее отделение. В целом же, статистика неутешительная: ежегодно только в ожоговый центр Института травматологии и ортопедии поступает 10-15 таких пациентов. Что заставляет подростков выбирать столь опасный досуг и какими смертельными травмами это чревато? Выяснял Андрей Батманов.


        Array
(
    [480] => /upload/iblock/6de/bdxjstsstld3lf6d9ctdmnsfdi1eaxe2/zatsepery_480_m.mp4
    [360] => /upload/iblock/faf/03zi2g0f5tro1ubgzeuxlipmtn4ustgb/zatsepery_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/e8a/9s1cz7lirk2wiwbxtr6311qpnygty3vv/zatsepery_240_m.mp4
)
      
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Это кадры транспортировки 15-летнего пациента из Воронежа. Парень залез на поезд. Помимо ожогов 75% поверхности тела, у него ещё и переломы — его отбросило разрядом на несколько метров. Вместе с ним сейчас лечение в ожоговом центре Университетской клиники ПИМУ проходят двое других зацеперов — из Пензы и Курска. У них ожоги 50 и 76 процентов тела.

Андрей Батманов, корреспондент:

"Чтобы получить такой ущерб здоровью, не обязательно даже прикасаться к находящимся под напряжением устройствам или проводам — электродуга достанет любого, кто подберётся к ним на опасное расстояние. Для сравнения: напряжения в 220 вольт в бытовой электросети достаточно для летального исхода. Напряжение на объектах железнодорожной инфраструктуры может достигать 28 тысяч вольт."

Выживших после удара током зацеперов везут в Нижний Новгород со всей России. Главный врач Университетской клиники Игорь Арефьев говорит, что в год поступают 10-15 таких пациентов, в основном в тёплое время года. Состояние у тех, кто прокатился на крыше поезда, как правило, крайне тяжёлое: глубокое поражение кожи, подкожной жировой клетчатки, вплоть до мышц и костей, дыхательной, сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Врач отмечает, что получить ожог можно за секунду, а лечение занимает годы.

Игорь Арефьев, врач-комбустиолог, главный врач Университетской клиники ПИМУ:

"В дальнейшем начинает формироваться рубцовый процесс. Как правило, они приводят к деформации и контрактурам верхних, нижних конечностей, головы, шеи, то есть, соответственно, пациент теряет мобильность и вплоть до навыков самообслуживания. Они возвращаются к нам для выполнения реконструктивных операций на кожных покровах. Очень часто у них бывают формируются анкилозы в суставах, особенно верхних конечностей, что также требует не только вмешательства на рубцах, на поверхностных структурах, но уже на глубоких структурах — это мышцы, сухожилия, суставы."

Склонность к риску может быть следствием особенностей строения лимбической системы, объясняет клинический психолог Мария Халак. У зацеперов, особенно из числа подростков, эта система требует дофаминового выброса. Побочный эффект большой дозы дофамина — эйфория. Как отмечает эксперт, подростку сложно контролировать свои порывы ввиду неокончательно сформированной префронтальной коры лобных долей головного мозга. Выход — своего рода "заместительная терапия" в виде занятий, вызывающих тот же эффект.

Мария Халак, доцент кафедры общей и клинической психологии ПИМУ:

"Это могут быть экстремальные виды спорта: это скалолазание, это туризм, это может быть скейтбординг в специально отведённых местах. У нас же по городу есть эти оборудованные помещения и площадки открытые. Это позволяет точно так же запускать вот эту внутреннюю эндогенную опиоидную систему и тот же самый кайф легально получить."

Минувшим летом на объектах железной дороги в регионе были пойманы 16 зацеперов, рассказывает начальник отделения ПДН Нижегородского МВД на транспорте Мария Ваганова. Советует родителям обращать внимание на то, как дети пахнут, возвращаясь домой.

Мария Ваганова, начальник отделения по делам несовершеннолетних Нижегородского линейного управления МВД России на транспорте:

"Железная дорога всё-таки имеет специфический запах вот этой солярки, мазута, обращать внимание на вот эти жирные пятна. Как правило, они все с собой носят рюкзаки, в которых есть маски. Просматривать и, конечно же, знать круг общения своего ребёнка."

Зацепинг — это административное нарушение. Достигших 16-летнего возраста привлекают к ответственности по первой части статьи о нарушении правил поведения на железнодорожном транспорте. Штраф — от 2 до 4 тысяч рублей. Если зацепер младше, отвечать придётся родителям по статье о неисполнении обязанностей по воспитанию. Штраф — от пятисот до двух тысяч рублей.


3 октября 2025 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео) 


Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку