В прошлом году Нижегородская область стала одним из 6 регионов России, где началась работа по пилотному проекту. Его ключевая цель — развитие инклюзивного образования и трудоустройства. Инициаторы предлагают создать такие образовательные пути, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью могли комфортно и полноценно реализовывать свои способности и таланты. Это так называемый «бесшовный маршрут». И в этом зале специалисты рабочей группы выстраивают нужную межведомственную коммуникацию.
Светлана Кузнецова, директор государственного автономного общеобразовательного учреждения "Школа-интернат №65":
"Должна быть связка нижегородского института развития образования, на базе которого проходит повышение квалификации педагогов. Это и должен быть какой-то центр, чтобы мы могли обратиться за помощью в подготовке к вступительным экзаменам, сдаче ЕГЭ."
Роман Пономаренко, консультант по инклюзивному развитию региона АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области":
"В настоящий момент у нас трудоустраивается, работает, вовлечено в экономику только 15, ну, 25, говорят, процентов. Проблематика как раз строится на самом начальном этапе, когда они, проходя по этапам детский сад, школа, вуз, наоборот, не набираются смелости, опыта и желания, а как бы среда немножко их выталкивает из социума."
Все меньше детей с ОВЗ и инвалидностью готовы поступать в вузы. Многих пугает низкий уровень культуры инклюзии. Чтобы образовательный процесс стал эффективнее и комфортнее, в Нижнем Новгороде предложили составлять портфолио на особенных детей, чтобы при переходе из школы в колледж или вуз педагоги знали, как работать с этим ребенком, каким потенциалом он обладает и какими особенностями.
Михаил Пучков, министр образования и науки Нижегородской области:
"Учёт не просто в образовательной программе, но и в дополнительном образовании, которое является элементом и образования, и социализации, и развития тех навыков. На текущий момент у нас более 2000 вот таких адаптированных общеразвивающих программ. Вопрос в том, чтобы собрать в единое портфолио."
19 образовательных организаций, 95 родителей и 103 ребенка участвуют в пилотном проекте.
Елена Гомонова, корреспондент:
"Дорожная карта составлялась специалистами из разных ведомств. Она включает мероприятия, которые должны помочь детям с ОВЗ и инвалидностью не только пройти этапы образования в школе, вузе, но и трудоустроиться в дальнейшем, полноценно социализироваться. Нижегородская область реализует проекты по вовлечению особенных детей в обучение, в том числе в дополнительное образование."
Кристина Мещерякова, заместитель директора координационного инклюзивного центра высшего образования:
"Чтобы они максимально были самостоятельными в этой жизни, чтобы они не зависели от мнения своих родителей и даже от той ситуации, когда этих родителей с ними рядом не будет, они могли сами себя достойно обеспечивать и спокойно существовать в жизни."
Итогом развития регионального инклюзивного кластера должны стать новые возможности как для обучающихся, так и для педагогов.
10 июля 2025 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео)
От детского сада до трудоустройства: как в Нижегородской области выстраивают инклюзивный образовательный маршрут для детей с ОВЗ
16:07
10.07.25
0
1706
Какие условия должны быть созданы в системе инклюзивного образования, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью могли пройти все этапы от детского сада и школы до вуза и трудоустройства? Представители профильных министерств, образовательных учреждений и общественных организаций региона обсудили реализацию проекта на сессии. Елена Гомонова продолжит.
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Связаться с нами: