Семён Шишкин, мастер участка намотки газостатов ЗАО «Дробмаш»: Мы находимся непосредственно у ГИП720. То сеть самого маленького газостата. А то, что вы выдели, который отправляют – это ГИП2200. То есть самый большой на данный момент в России газостат.
ГИП предназначен для «спекания» под высоким давлением металлических порошков и получения изделий сложной конфигурации, близких к конечным. Кроме того, он помогает устранить дефекты в заготовках, полученных традиционными методами. Такие технологии необходимы, например, в двигателестроении, авиационной промышленности и многих других отраслях.
Виктор Клочай, Председатель совета директоров АО «Русполимет»: Этот агрегат сегодня в данном случае в Уфе используется для улучшения прочностных характеристик, для улучшения литья – титанового, алюминиевого. Мы сегодня прошли очень большой путь по получению изделий методом газостатирования из порошков. Поскольку мы построили первое в России промышленное производство порошков, для атомщиков, в первую очередь.
Проект разработала команда конструкторов компании «Специальный металлургический инжиниринг». А изготовил выксунский завод «Дробмаш». Это единственный производитель горячих изостатических прессов в России. Он находится в Нижегородской области. Оба предприятия входят в группу компаний «Русполимет».
Виктор Клочай, Председатель совета директоров АО «Русполимет»: В рекордно короткие сроки. Контракт подписан в августе 21 года. Прошло меньше 3-х лет. С чистого листа спроектирован вот такой комплекс, который, собственно говоря, ложится на ту канву, о которой мы сегодня много говорим (подрезать паузу) технологический суверенитет, технологическая независимость.
Заказ на уникальное высокотехнологичное оборудование поступил от Уфимского моторостроительного производственного объединения – ОДК - УМПО. Полтора года круглосуточного труда. Создание собственного производства с нуля с применением отечественных комплектующих – это уже больше, чем просто работа.
Денис Шишов, Первый заместитель управляющего директора – производственный директор ЗАО «Дробмаш»: Строительство этого газостата – это как воспитание ребенка, да. То есть все здесь происходило впервые. Мы и технологию выстраивали так, как понимали, и так как нужно это делать. И, собственно, то, что мы сейчас добились – выполнено все строго по графику, надлежащего качества.
А оно проверяется очень тщательно. Испытания проводились в марте 2023 в специальном цехе завода «Дробмаш». Давление газа в ГИПе поднимают до заданных параметров – 1600 атмосфер, температуру – до 1350 градусов. Такого мощного импортозамещения в России еще не было еще не было.
Константин Букин, оператор поста управления ЗАО «Дробмаш»: С нуля собирали, наматывали. Сейчас установили, испытываем. Это импортозамещение, это супер! Это с нуля же! Нет в России, и вот оно есть.
Следующий этап – доставка заказчику. Учитывая габариты 1600 на 2500 мм и вес, задача нелегкая. В транспортировке помогали более 10 специализированных компаний-подрядчиков.
Мария Рябова, начальник юридического отдела ЗАО «Дробмаш»: Такие договора мы заключаем впервые, а нашем предприятии. То есть это исследование водного дна. Дополнительно заполнение водного дна, для того чтобы мы этот груз – газостат – смогли с суши переместить на судно.
Июль 2024. Участок горячего изостатического прессования на уфимском предприятии запущен. Широкого применения ГИПов ранее в России не было. Это связано с отсутствием отечественных производителей газостатов и санкциями на поставку агрегатов импортного производства.
Антон Алиханов, Министр промышленности и торговли России: Раньше американцы нам помогали, потом китайцы. Сейчас мы, собственно, становимся в этой части тех процесса полностью независимые. Очень приятно, что наши коллеги из Нижегородской области освоили, собственно говоря, выпуск подобного рода продукции, и теперь у нас есть свои газостаты вот такого типа размера.
Работа по газостатированию титановых и алюминиевых отливок корпусных деталей авиационных двигателей на новом участке будет идти круглосуточно. Изделия будут производится и для первых созданных в современной России авиационных двигателей для отечественных пассажирских самолетов.
Вадим Бадеха, Генеральный директор ОДК-УМПО: Благодаря вводу этого участка, мы сможем, во-первых, существенным образом увеличить объемы выпуска двигателей, которые идут на гражданские самолеты, двигатели ПД-14, ПД-8, двигатели ПД-35, но и в том числе обеспечить безусловный выпуск двигателей гособоронзаказов. Это позволит сократить и стоимость, и сроки. А применение этих технологий позволяет снижать вес и существенным образом повышать ресурс наших двигателей.
В настоящее время «Дробмаш» готов серийно выпускать новое оборудование. Разработана проектная, конструкторская и рабочая документация по целой линейке газостатов, в том числе учебных. Это яркий пример высокотехнологичного импортозамещения. Путь к технологической независимости и развитию отечественно промышленности нашей страны.
31 июля 2024 год ГТРК "Нижний Новгород" (видео)