Масштабные реставрационные работы завершились в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса

18:08
26.07.23
0
1296
Масштабные работы завершились в Воскресенском кафедральном соборе Арзамаса. 30 июля уже планируется освящение храма. Нижегородская епархия специально организовала для журналистов поездку в Арзамас и показала, как идет реставрация. Из города церквей - Константин Крестников .


        Array
(
    [480] => /upload/iblock/e1b/4xlh11ry9xpkrg3tcrpj650blo34c5g6/arzamas_sobor_480_m.mp4
    [360] => /upload/iblock/7f3/zg07jh6jxewe5gv9129hnvc3gji23yq6/arzamas_sobor_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/2ac/z5fcow4j5csij5ri1ruw3fjyn6yd6ytd/arzamas_sobor_240_m.mp4
)
      
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Арзамасский Воскресенский собор сейчас выглядит так, будто время повернулось вспять. Благодаря реставрации. Фасады, колонны - все обновленное. Пять маковок собора увенчали деревянные кресты, вырезанные из дуба. Они покрыты медью, а поверх нее - сусальным золотом. Кровлю и купола утеплили. Минераловатными плитами покрыли больше трех тысяч квадратных метров. Провели и отопление. Богослужения теперь проводить можно круглый год.

Денис Полещук, Руководитель реставрационных работ, директор Ярославской художественной мастерской "Реставратор": Выполнен большой объем выведения из аварийного состояния капитель, которые венчают колонны, которые были в остром аварийном состоянии. Часть этих капитель пришлось полностью менять, постольку поскольку состояние материалов настолько было ветхое, что пришлось изготавливать новые капителии и их устанавливать.

За почти 200 лет своей истории такого капитального обновления собор еще не знал. Внутри реставраторы восстановили частично утраченные надписи и росписи. Делали это, основываясь на источниках. В арзамасских музеях удалось найти фотографии оригинальных композиций. По преданию, фронтоны храма расписывал известный живописец Александр Ступин - основатель частной художественной школы в Арзамасе, которая стала первым в России подобным учебным заведением. Расписывали собор и ученики Ступина. Следуя этим традициям, реставраторы обновили около 7 тысяч квадратных метров монументальной живописи. Методика работы, говорят специалисты здесь разительно отличалась от обычной. Особенно в случае сводов куполов.
 
Татьяна Васильева, Заместитель директора по научной работе Ярославской художественной мастерской "Реставратор": Здесь был использован для основы металл. Причем металл состоял не сплошь какая-то единая масса, а это металл, который состоял из маленьких фрагментов, скрепленных между собой. Эти крепления пострадали. Крепления разошлись. Живопись на металле держится хуже, чем на какой-то другой основе.

Во время реставрации иконостаса на образе "Богоматерь на престоле" специалисты нашли подпись и дату - 1835 год. Если ознакомиться с дневниками Александра Ступина, то можно увидеть, что для этого собора живописец написал две иконы. Эту и "Спаситель на престоле". Полностью изменился и подклет храма. Там теперь - музей патриаршества.
 
Тихон Затекин, Архимандрит, настоятель Вознесенского Печерского мужского монастыря Нижнего Новгорода, директор музея Русского Патриаршества: Он уникален своей подлинностью! Здесь 70, может быть, даже 80 процентов экспонатов являются подлинниками. Здесь собраны не только облачения святейших патриархов, которые они носили, но здесь так же есть еще и, как бы, сопутствующие материалы документальные.

Прежний Арзамасский Воскресенский собор разобрали в 1814, когда начали строить нынешний. А деревянный иконостас перевезли в расположенную рядом с Арзамасом церковь Вознесения Господня села Степанова. Он насчитывает 84 святых образа. Их уже реставрировали. Сейчас продолжают обновлять саму церковь.
 
Николай Юшков, Руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских "Византия": Здесь очень большие были утраты. Вот на северной стороне, если "Нагорная проповедь" авторская, то на южной - это уже наша. Воссоздание. Так ее не было. Она практически отсутствовала до кирпичной кладки. По некоторым фрагментам буквально там 10% в левой части были жалкие остатки авторской росписи. По ним мы поняли, что это композиция Нестерова, такая интересная его трактовка.

В рамках развития паломническо-туристического кластера "Арзамас-Дивеево-Саров" реставрируются и другие соборы, церкви, монастыри. Это большая работа, которая сохраняет культуру России. 

26 июля 2023 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео)
Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку