Марина Ревягина, корреспондент ГТРК "Нижний Новгород": Самый древний экспонат выставки. Четвертое - начало третьего тысячелетие до нашей эры. Этот керамический сосуд был восстановлен, практически из осколков. Видно, что была выполнена догипсовка, для того, что бы восстановить его первоначальную форму. Особенностью этой формы является округлое дно. Использовали эти сосуды кочевые племена и им было удобно именно такие формы устанавливать на костер.
Каждая деталь керамики эпохи неолита - целая история. Например, орнаменты - ряды округлых ямок, линий, отрезков - это не только или даже не столько украшение.
Юрий Филиппов, Генеральный директор ГБУК НО "Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник": Изначально они имели сугубо практическое значение. При прокалывании большого количества дырочек, чуть ли не вдвое увеличивалась площадь поверхности сосуда, что способствовало гораздо более скорому нагреванию его содержимого, если сосуд поставить на костер.
В соседней витрине узорные изразцы века - тоже с секретом. Керамические плитки позволяли дольше удерживать тепло от печи, за счет воздушных камер между лицевой стороной плитки и самой печью. Это ручная работа Балахнинских, Арзамасских и Московских мастеров 18-19 веков. Каждый экспонат выставки - наследие гончарного промысла именно нижегородского региона и экземпляры, привезенные сюда купцами.
Елена Макарова, Старший научный сотрудник музея-филиала "Нижегородский Кремль" Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника: Более 500 предметов это только коллекция археологии, которая здесь представлена. Ну ещё, наверно, половина - около 250 предметов - экспонатов уже этнографической коллекции, коллекции именно керамики.
Жемчужина собрания - тот самый шедевр из названия выставки - керамический киот - бывший частью убранства часовни на Похвалинском съезде и изготовленный в знаменитой керамической мастерской Петра Ваулина на рубеже 19-20 веков. Киот был спасен из разрушающегося здания в 1920‑е годы и сохранился вместе с иконой Богоматери. Масштабнее узорной боженицы разве что Кремль, который сам по себе - большой керамический сосуд, каждый кирпичик которого создан из глины.
Олег Беркович, Заместитель председателя правительства Нижегородской области: Дмитровская башня, наконец-то, вернулась как выставочное пространство, как полноценный музей. Это прям важнейшее событие для города и для региона. Да на самом деле и для страны, в целом, потому что это один из старейших Российских музеев. Здесь уже больше 125 лет назад был первый музей Нижегородской области создан. Император это все открывал. Вообще, место совершенно знаковое.
Наталья Суханова, Министр культуры Нижегородской области: Сейчас наша главная задача искать и привлекать все ресурсы: федеральные, региональные, внебюджетные источники. Для того, что бы развивать. Потому что самое, наверно, для нас большое счастье будет, когда мы откроем и музифицируем 13-ю башню кремля. Это главная наша задача. Уникальные фонды у Нижегородского музея-заповедника. Свыше 250 тысяч единиц. Представляете сколько скрыто он наших глаз.
В следующем году еще в одной башне - Коромысловой - откроется культурное пространство. Для этого из федерального бюджета выделено 25 миллионов рублей.
18 апреля 2023 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео)
Нижегородцев приглашают на выставку "Керамика: от горшка до шедевра"
19:07
18.04.23
0
1031
Керамика: от горшка до шедевра. Выставка с таким названием открылась в Нижегородском Кремле. И теперь все желающие могут познакомиться с историей ремесла в регионе.
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Связаться с нами: