В советское время Починковский конезавод - градообразующее предприятие, буквально - душа и сердце этого района. Чтобы обойти все конюшни, нужно было пройти расстояние не менее двух километров, здесь работали порядка 200 человек, а поголовье составляло более 700 лошадей.
История конезавода началась в 1652 году. По приказу боярина Морозова на месте построили деревянные конюшни. Позднее - в 1820-х годах - стали возводит каменные сооружения - по проекту архитектора Кутепова.
Юлия Пушкилева, Экскурсовод Починковского народного краеведческого музея: Построена конная часть в виде каре замкнутого, вход в башне, а по углам четырем - манеж, на 680 голов. Стены у нас построены с таким продуманным умыслом, что метровой толщины, - то есть неотапливаемые конюшни за счет дыхания лошадей зимой - очень тепло.
Сегодня объект культурного наследия переживает не лучшие времена. Порядка 80 процентов заводских корпусов - в плачевном состоянии. Разрушается кровля и стены, падают сваи, охотники за цветметом растаскивают арматуру... Здание трижды горело. А, к примеру, в центральной смотровой башне некогда был музей, располагалась библиотека.
- Здесь была винтовая лестница, ведущая как раз на башню-шпиль, на которой находился флюгер коня Ашонка.
Сейчас флюгер, говорят местные, - под завалами мусора.
Но вот как главная башня выглядела в 1972 году. Эти кадры сберег архив ГТРК "Нижний Новгород". Здесь же запечатлено как в манежах проходят тренировки. Но главная гордость Починковского конезавода - вовсе не лошади для верховой езды, а знаменитые советские тяжеловозы - настоящее чудо горьковской селекции:
Вера Кузнецова, Ветеринар Починковского конезавода: Самые сильные, самые выносливые, у нас даже одна кобыла была - свободно брала восемь тонн!
А вот сила тяги жеребца - порядка 30 тонн! Лошадей выводили, чтобы скомпенсировать отсутствие тяжелой техники. Сегодня на предприятии больше ста добродушных гигантов. И именно они могут привлечь туристов со всей страны.
Инна Мосунова, Волонтер: Мы бы хотели сделать исторический центр, куда могли бы приезжать наши туристы и смотреть, как издавна пахалась земля, и поучаствовать в этом! Молоко кобыл - очень уникальное по своему составу - и это тоже в перспективе - сделать сюда лечебные туры, по кумысолечению, как это есть на Урале!
Надеются, претворить планы в жизнь поможет региональное правительство. Обещание дал сам губернатор - во время визита в Починки зимой прошлого года. По законодательству же содержать ОКН должен собственник.
Олег Гусев, Владелец Починковского конезавода: В этом году мы планируем завершить проект реконструкции этой части башни и попробовать водрузить шпиль. Мы сотрудничаем с Лариным - с местной администрацией - у них по плану в этом году заложена реконструкция подъездных путей.
Реконструкция знакового для всего района места особенно необходима в этом году. В сентябре в Починках отметят сразу три круглых даты - юбилей села, юбилей самого конезавода и 70 лет со дня выведения советской тяжеловозной породы лошадей.
01 июня 2022 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео)
Как живет старейший Починковский конный завод России: От 1652 года до наших дней
18:08
1.06.22
0
2823
Старейший конный завод России будут постепенно восстанавливать. Предприятие с многовековой историей - визитная карточка Починковского района. Именно здесь была выведена уникальная порода лошадей - советский тяжеловоз - сегодня известная всему миру. Как выглядит и выживает конезавод сейчас? Расскажет Дарья Соловьева.
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Связаться с нами:
Array ( [ID] => aicXL [BANNER] => [BANNER_PROPERTIES] => Array ( [ID] => 31 [CONTRACT_ID] => 1 [TYPE_SID] => inNewsDetail_1 [STATUS_SID] => PUBLISHED [STATUS_COMMENTS] => [NAME] => yandex Detail [GROUP_SID] => [FIRST_SITE_ID] => s1 [ACTIVE] => Y [WEIGHT] => 100 [MAX_SHOW_COUNT] => [SHOW_COUNT] => 0 [FIX_CLICK] => Y [FIX_SHOW] => N [MAX_CLICK_COUNT] => [CLICK_COUNT] => 5 [MAX_VISITOR_COUNT] => [VISITOR_COUNT] => 0 [SHOWS_FOR_VISITOR] => [DATE_LAST_SHOW] => 2019-07-20 00:14:42 [DATE_LAST_CLICK] => 2021-03-02 06:19:13 [DATE_SHOW_FROM] => [DATE_SHOW_TO] => [IMAGE_ID] => [IMAGE_ALT] => [URL] => [URL_TARGET] => [CODE] => [CODE_TYPE] => html [STAT_EVENT_1] => banner [STAT_EVENT_2] => click [STAT_EVENT_3] => #CONTRACT_ID# / [#BANNER_ID#] [#TYPE_SID#] #BANNER_NAME# [FOR_NEW_GUEST] => [KEYWORDS] => [COMMENTS] => [DATE_CREATE] => 2019-04-10 12:28:24 [CREATED_BY] => 11 [DATE_MODIFY] => 2022-10-24 11:23:33 [MODIFIED_BY] => 21 [SHOW_USER_GROUP] => N [NO_URL_IN_FLASH] => N [FLYUNIFORM] => N [DATE_SHOW_FIRST] => [AD_TYPE] => html [FLASH_TRANSPARENT] => transparent [FLASH_IMAGE] => [FLASH_JS] => N [FLASH_VER] => [STAT_TYPE] => COUNTRY [STAT_COUNT] => 0 [TEMPLATE] => [TEMPLATE_FILES] => a:0:{} [CONTRACT_MAX_VISITOR_COUNT] => ) [BANNERS] => Array ( [0] => ) [BANNERS_PROPERTIES] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 31 [CONTRACT_ID] => 1 [TYPE_SID] => inNewsDetail_1 [STATUS_SID] => PUBLISHED [STATUS_COMMENTS] => [NAME] => yandex Detail [GROUP_SID] => [FIRST_SITE_ID] => s1 [ACTIVE] => Y [WEIGHT] => 100 [MAX_SHOW_COUNT] => [SHOW_COUNT] => 0 [FIX_CLICK] => Y [FIX_SHOW] => N [MAX_CLICK_COUNT] => [CLICK_COUNT] => 5 [MAX_VISITOR_COUNT] => [VISITOR_COUNT] => 0 [SHOWS_FOR_VISITOR] => [DATE_LAST_SHOW] => 2019-07-20 00:14:42 [DATE_LAST_CLICK] => 2021-03-02 06:19:13 [DATE_SHOW_FROM] => [DATE_SHOW_TO] => [IMAGE_ID] => [IMAGE_ALT] => [URL] => [URL_TARGET] => [CODE] => [CODE_TYPE] => html [STAT_EVENT_1] => banner [STAT_EVENT_2] => click [STAT_EVENT_3] => #CONTRACT_ID# / [#BANNER_ID#] [#TYPE_SID#] #BANNER_NAME# [FOR_NEW_GUEST] => [KEYWORDS] => [COMMENTS] => [DATE_CREATE] => 2019-04-10 12:28:24 [CREATED_BY] => 11 [DATE_MODIFY] => 2022-10-24 11:23:33 [MODIFIED_BY] => 21 [SHOW_USER_GROUP] => N [NO_URL_IN_FLASH] => N [FLYUNIFORM] => N [DATE_SHOW_FIRST] => [AD_TYPE] => html [FLASH_TRANSPARENT] => transparent [FLASH_IMAGE] => [FLASH_JS] => N [FLASH_VER] => [STAT_TYPE] => COUNTRY [STAT_COUNT] => 0 [TEMPLATE] => [TEMPLATE_FILES] => a:0:{} [CONTRACT_MAX_VISITOR_COUNT] => ) ) )