- Там ветер очень сильный, но работать можно.
- Как эксперимент, удается?
- Да, все хорошо.
На такую экстремальную поездку специалисты Института прикладной физики решились ради науки. Вместе с учеными на тележке находится их разработка - вот этот прибор. Он измеряет волны - точнее, отраженный радиолокационный сигнал от гребней и впадин волн. Этим прибором предполагается оснащать самолеты, поэтому испытывать его необходимо в движении.
Нижегородская канатная дорога оказалась идеальной экспериментальной площадкой: движение платформы имитирует полет над поверхностью воды, а перепады высот канатной дороги компенсируют отсутствие высоких морских волн на реке.
Радиолокатор, разработанный учеными в Нижнем Новгороде и изготовленный на предприятии в Томске, предназначен для установки на самолетах-амфибиях - в частности, на крылатой "пожарной машине" Бе-200. Прибор поможет пилоту без "подсказок" с земли анализировать условия для посадки самолета на поверхность водоемов.
Владимир Караев, Старший научный сотрудник Института прикладной физики РАН: Компактных приборов, которые бы это решали, нет - есть научные приборы, сложные большие конструкции, они разрабатывались. Мы хотим сделать прибор, который будет как GPS для автомобиля, который будет говорить - на этом месте нельзя садиться или можно, более простой и с минимумом дополнительных требований.
Ученые рассчитывают, что точность измерений радиолокатора в перспективе будет достигать 20-ти сантиметров. Уникальность нижегородской разработки в том, что она измеряет не только высоту и длину волн, но и их уклон. Аналогичных приборов, измеряющих весь комплекс параметров волнения, в мире пока не существует.
Юрий Титченко, Научный сотрудник Института прикладной физики РАН: При одинаковой высоте волны могут быть как пологими, гладкими, так и очень изрезанными, крутыми, что опасно будет для посадки - вот эта дисперсия уклонов как раз нам скажет, какая будет изрезанность поверхности.
В наступившем году ученые планируют испытать прототип радиолокатора в условиях реального полета на самолете Бе-200. О чем сейчас ведутся переговоры с таганрогским предприятием - производителем самолетов-амфибий.
Еще больше новостей смотрите в проекте "Вести-Приволжье"
Подписывайтесь на наш Telegram: https://t.me/gtrk_nn и на наш YouTube
16 февраля 2022 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео)