Как работает скорая помощь: В аварии пострадали 14 человек, мы оказались первыми, кто прибыл на место

07:36
28.04.21
0
2522
28 апреля отмечается День работника скорой медицинской помощи. Галина Юрьевна Смирнова, заведующая отделением скорой медицинской помощи ПОМЦ ФМБА России, руководитель Приволжского координационного центра органного и тканевого донорства рассказала о работе скорой медицинской помощи в Нижегородской области.


Открыть полностью

Почему вы пришли на работу в службу скорой медицинской помощи?

Скорая помощь – это, наверное, моё призвание. Когда я училась в медицинском институте, нужна была подработка. Я работала в хирургическом отделении, нагрузка была очень высока, и я понимала, что продолжать работу и учебу у меня не получится. Поэтому пришлось выбрать работу со сменным графиком, и я пришла на скорую помощь, это было в 1986 году. За время учёбы я поняла, что, пожалуй, это та работа, которая мне нравится. Я получала настоящее удовлетворение от того что я делаю, когда я видела, что людям становится легче после моего посещения. У комиссии по распределению в институте [на лицах] было большое недоумение, почему я выбрала скорую помощь, так как у меня был очень высокий балл. До сих пор, к сожалению, иногда встречается мнение, что в скорой помощи работают неудачники или люди, злоупотребляющие алкоголем. Но, на самом деле, в скорой помощи работает очень много людей увлеченных, преданных своей профессии. Случайных людей тут нет.

Не секрет, что иногда попасть на приём к врачу немедленно не получается. Как понять, когда действительно ждать нельзя, и надо вызывать неотложную скорую помощь?

Скорая помощь вызывается в случае острых заболеваний или обострениях хронических заболеваний, когда наблюдаются симптомы, которые говорят о том, что жизни человека угрожает опасность: потеря сознания; остро возникшие боли в грудной клетке, в животе; острые серьёзные кровотечения; серьёзные травмы; отравление; утопление; удушение; поражение электрическим током; головная боль с неукротимой рвотой. К сожалению, больше 50% вызовов скорой помощи составляют именно те случаи, когда пациенты, сделав 1-2 звонка в поликлинику, и, не дозвонившись туда, для консультации приглашают бригаду [скорой помощи]. Да, для человека эта ситуация может быть и важна, но данные вызовы очень сильно перегружают службу скорой помощи, и достаточно часто не позволяют своевременно доехать на вызов, который действительно является экстренным, и где помощь нужна немедленно.

Если поступает вызов диспетчеру, что происходит дальше?

Звонок передается из оперативного отдела городской станции скорой помощи на нашу диспетчерскую службу. Нормативными документами регламентировано время приезда скорой помощи, т.е. все вызовы поделены на экстренные и неотложные. К экстренным относятся как раз те поводы, которые я озвучивала в начале нашего разговора, и здесь скорая помощь должна приехать в течение 20 минут. Для всех остальных случаев время ожидания бригады по нормативу достигает двух часов. Это связано с тем, чтобы иметь возможность экстренные вызовы обслуживать в первую очередь.

Нужно ли готовиться к приезду бригады?

Когда бригада приезжает на адрес, очень важно приготовить документы пациента (паспорт, полис ОМС и номер СНИЛС), найти имеющуюся медицинскую документацию (справки, выписки), чтобы медицинский работник мог быстро сориентироваться в происходящей ситуации. Если не работает домофон на подъезде, необходимо позаботиться о том, чтобы дверь была открыта, чтобы бригада не ждала под дверью. И если действительно вызов экстренный, рекомендуется бригаду встретить, а зачастую и помочь донести медицинское оборудование, потому что при работе на реанимационном вызове количество оборудования достаточно велико.

Вы являетесь также руководителем Приволжского координационного центра органного и тканевого донорства. Чем занимается эта структура?

Наше отделение скорой помощи является структурным подразделением Приволжского координационного центра органного и тканевого донорства. Правильная транспортировка донорских органов очень важна. Мы заботимся об уменьшении времени Холодовой ишемии, соблюдении температурного режима во время транспортировки – от этого зависит качество органа, который будет пересажен реципиенту. Используются специальные торфоизолирующие контейнеры, в которых орган при определенной температуре доставляется в операционную. Поэтому бригады скорой помощи задействуются в работе донорского центра и трансплантационной бригады для доставки специалистов в донорский стационар и для доставки донорских органов из стационара в трансплантационный центр. Это работа большой и слаженной команды специалистов в области трансплантации.

Вас могут вызвать в любой момент на донорскую операцию?

Как раз с донорскими операциями ситуация не настолько экстренна, как с лечебными вызовами, потому что процесс донорства и подготовки тела к донорской операции достаточно длительный. Во-первых, все донорские операции от посмертных доноров выполняются при постановке диагноза «смерть головного мозга». Процедура констатации смерти мозга состоит из двух больших этапов и по времени занимает от шести часов. Поэтому мы заранее знаем, о том что в каком-то из донорских стационаров появился потенциальный донор, что там анестезиологи и реаниматологи с ним работают, и у нас есть время на забор анализов от данного потенциального донора, для того чтобы определить инфекционную безопасность, определить предварительно, насколько жизнеспособный орган будет, провести УЗИ, обследование потенциального донора и, самое главное, провести процедуру подбора потенциальных реципиентов. Соответственно, мы знаем, к какому времени хирурги-трансплантологи будут готовы, и примерно в какое время будет осуществляться эта транспортировка, то есть эту работу мы планируем.

Мы знаем, что ваша служба также сопровождает публичные мероприятия. Расскажите об этом, пожалуйста.

Одной из немаловажных функций отделения скорой помощи является сопровождение крупных массовых, спортивных мероприятий. Необходимость сопровождения обусловлена тем, что практически все крупные мероприятия всегда угрожаемые по развитию чрезвычайных ситуаций. Большинство террористических актов происходят именно в местах массового скопления людей. Дежурные бригады скорой помощи, МЧС осуществляют сопровождения для того, чтобы в случае необходимости немедленно начать ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации. Находящаяся на дежурстве бригада начнет сразу выполнять сортировку пострадавших, определять количество пострадавших, передавать эти данные в органы управления здравоохранением региона, для того, чтобы максимально быстро мобилизовать силы здравоохранения, направить необходимое количество бригад скорой помощи для ликвидации чрезвычайной ситуации. Соответственно, эта бригада приступает к оказанию первой медицинской помощи особо нуждающимся.

Но обычно при сопровождении спортивных, публичных мероприятий, мы оказываем медицинскую помощь участникам данных мероприятий на месте. Не секрет, что во время таких мероприятий спортсмены получают иногда тяжелые травмы. Участниками массовых мероприятий («Лыжня России», «Беги, герой!») являются спортсмены-любители, не всегда достаточно подготовленные, порой переоценивающие свои силы. В данном случае, бригада скорой помощи, находясь в непосредственной близости, может оказать максимально быстро скорую помощь, провести сердечно-легочную реанимацию, если это потребуется, остановить кровотечение при серьезной травме и т.д.

Как вам работается в период пандемии?

Работать в условиях пандемии мы уже привыкли. Первый выезд к пациенту с новой коронавирусной инфекцией наше отделение выполнило 16 марта 2020 года. Какого-то особого страха не было, потому что сотрудники скорой помощи на протяжении своей деятельности, наряду с врачами-инфекционистами? всегда первыми встречаются, в том числе, и с неизвестными инфекциями. Когда-то, много лет назад, страшным было поехать к пациенту с ВИЧ-инфекцией. После этого был SARS, MERS, лихорадка Эбола и много других новых инфекций, теперь появился ковид. На самом деле, еще с советских времен, одной из основных и обязательных учеб у сотрудников скорой помощи является учеба по работе в очаге особо опасной инфекции. Поэтому все сотрудники скорой помощи знают, как правильно надеть противоэпидемический костюм, как правильно его снять, как провести дезинфекционные мероприятия. В самом начале работы самым главным было обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты, потому что вспышек особо опасных инфекций у нас не было очень давно, и пандемия действительно явилась неожиданностью. Средства индивидуальной защиты моментально исчезли с рынка, и наш отдел закупок прилагал все возможные и невозможные усилия для того, чтобы их закупить. Сейчас мы абсолютно спокойно продолжаем делать свою работу.

Можете вспомнить особо интересные случаи из вашей работы?

На мой взгляд, самые сложные ситуации – это работа в общественных местах, при большом скоплении народа, в условиях, когда развивается паника, когда пытаются давать ненужные советы, когда врачу или фельдшеру скорой помощи помимо выполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей попутно приходится быть еще и психологом. Одна из таких ситуаций, в которой мне пришлось работать – дорожно-транспортное происшествие с маршрутным такси в Арзамасском направлении. Бригада, которая состояла из меня и водителя, сопровождала пациента в один из федеральных медицинских центров на лечение. Впереди нас произошла эта авария, где пострадало 14 человек. Мы оказались первыми, кто прибыл на место, и до приезда бригад центра медицины катастроф сортировали и оказывали помощь на месте.

Бывает, что обижают бригаду на вызове?

К сожалению, встречается неадекватное поведение, чаще всего, когда люди находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Бывают попытки нападений на бригаду, попытки снимать на мобильный телефон с угрозами опубликования записи. На самом деле, это просто мешает оказывать помощь пациентам. Иногда приходится обращаться даже в полицию, всякое бывает.

Раньше использовались рации, а сейчас какой связью пользуетесь?

Рации использовались на городской станции скорой помощи, но сейчас, помимо городской станции скорой помощи, помощь населению города оказывает наше отделение, другие службы коммерческой скорой помощи. Частные структуры не всегда могут получить разрешение на радиосвязь. Поэтому сейчас больше пользуются сотовой связью, работают еще с помощью планшетов, где в электронном виде ведется карта вызова.

Расскажите о ваших сотрудниках?

У нас очень дружный, сработанный коллектив: есть врачебные и фельдшерские бригады. Квалификация персонала достаточно высока – большое количество сотрудников имеют первую и высшую квалификационную категорию, все имеют сертификаты скорой медицинской помощи. Часть врачей имеют сертификаты и по смежным специальностям: по кардиологии, по урологии , по узи-диагностике, по педиатрии. Наличие вторых сертификатов дает нам возможность оказывать помощь пациентам маломобильным, на дому. Тем, кто не может прийти на прием в поликлинику, например для снятия кардиограммы и получения консультации кардиолога, кто не может прийти на узи-диагностику. Мы можем провести им все исследования и консультации прямо у постели.

Конечно, работа скорой помощи была бы просто невозможна без наших замечательных водителей. Водители у нас все очень грамотные и профессиональные, готовы оказать бригадам посильную помощь. Вспоминаю случай с тем дорожно-транспортным происшествием, когда водитель, работая практически как медбрат, помогал мне оказывать помощь, перевязывая пациентов, выполнял все мои указания. В принципе, любой из водителей на это способен. Навыки оказания первой медицинской помощи они имеют.

На какое оборудование можно рассчитывать пациенту?

Вообще, оборудование скорой помощи прописано в нормативной документации Минздрава Российской федерации. Туда входит очень большой перечень мобильного медицинского оборудования: например, электрокардиограф, дефибриллятор, аппарат искусственной вентиляции легких, кислородный ингалятор, пульсоксиметр, глюкометр. То есть, много-много всего, и, самое главное что весь персонал обязан уметь всей этой аппаратурой грамотно пользоваться.

У некоторых подразделений ПОМЦ ФМБА России припаркованы большие брендированные грузовые машины, что в них находится?

Данные машины предназначены для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. У нас на домашнем дежурстве всегда находятся 19 человек, которые в случае чрезвычайной ситуации по приказу ФМБА собираются здесь у нас, одеваются в спецодежду, загружают оборудование и расходные материалы в данные большие машины и выезжают в указанную точку. От момента поступления команды до выезда этих машин должно пройти не более двух часов. Данные машины прибывают в указанный пункт назначения, и разворачивается полевой министационар.

Данный комплекс состоит из четырех машин, каждая из которых выполняет свои функции. Машины реанимации – это полноценные реанимации на четыре койко-места. Машины-операционные работают в полевых условиях для проведения первичной хирургической обработки, экстренных операций по показаниям тем пострадавшим, которые без оперативного вмешательства не перенесут эвакуацию в лечебное учреждение. Ингаляционный наркоз можно дать, выполнить ампутацию, трепанацию. Когда машина приезжает на место, включаются бактерицидные установки, достигается стерильность, заходят операционные медсестры, разворачивают там полноценный операционный стол, и хирурги могут оперировать. Проходили учения несколько лет назад, и у нас хирурги реально выполняли там хирургические вмешательства для того, чтобы понять достаточен ли функционал этой машины. Далее, есть перевязочная машина, это, так скажем, уменьшенная операционная, где тоже могут проводиться какие-то экстренные перевязки, первичная хирургическая обработка. Машина «штаб-диспетчерская» может использоваться для получения телемедицинских консультаций и как терапевтическая палата.

Фото,источник: пресс-служба ПОМЦ ФМБА России

28 апреля 2021 года. ГТРК "Нижний Новгород" 


Поделиться:
Связаться с нами:

Новости по теме

Комментарии

Возврат к списку