Уникальная кинохроника. Как снимались бои за Будапешт в ноябре 1944 года?

10:45
15.11.20
0
1315
Кинохроника. Документ, который невозможно подделать. Таким уникальным свидетельством стали кадры, отснятые фронтовыми операторами в годы Второй мировой войны. О тех, кто в ноябре 44 года снимал бои за Будапешт, - специальный репортаж Станислава Анисимова. Об этом сообщает телеканал Россия-Культура.


        Array
(
    [360] => /upload/iblock/88b/530_2_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/18b/530_2_240_m.mp4
)
      
00:00
/
360
360
240
Открыть полностью

«Последняя крепость Германии», - так называл Будапешт Гитлер. Битва за город отличалась особой ожесточенностью. В запутанных кварталах нашим войскам было сложнее ориентироваться, а фашистам проще оборонятся. Столицу Венгрии осаждали три месяца.

«Каждый дом почти был превращен в крепость. И приходилось снимать эти бои, конечно, непосредственно в упор. Очень пригодился нашим операторам фронтовым опыт Сталинградских съемок, где была такая же ситуация, только с обратным знаком. Потому что там мы защищали каждый дом, а здесь мы брали штурмом каждый дом», - заявил киновед Валерий Фомин. 

Евгений Яцун Сталинградскую битву не снимал. Он закончил операторский факультет ВГИКа в 1943 году, в мае у него родилась дочь. Сразу после выпуска ему поступило предложение вместе с семьей поехать в Ташкент на съемки фильма Ивана Пырьева «В 6 часов вечера после войны». Но постановочным боям он предпочел реальные. В 45 году он вошел в Будапешт. 

«Крысиной войной» называли немцы тактику советской армии. Наши войска использовали системы канализации, тоннели под Будапештом для того, чтобы пробраться на территорию противника незамеченными. Штурм здания, в котором засели фашисты, вела группа бойцов до 100 человек. 

«Солдаты поднимаются по лестнице, главным образом саперы, которые где необходимо взрывали здания, предавались огнеметчики, которые выжигали в этих зданиях все, что там оставалось, забрасывали гранатами, потом, освобождая таким образом первые этажи, продвигались штурмовые группы вперед, а следующие за ними стрелковые подразделения зачищали верхние этажи», - поделился ведущий научный сотрудник НИИ истории Военной Академии Генерального штаба вооруженных сил РФ Николай Васильев. 

В осажденные дома Будапешта немцы пытались подбросить горючее и боеприпасы при помощи авиации, улицы были под контролем советской армии. В объектив Евгения Яцуна попала одна из таких воздушных операций.
Часть немецкого груза удавалось перехватить: он доставался нашим солдатам. 

«Есть одна съемка замечательная совершенно. Когда оператор штурмует дом, наши солдаты, и вертикальная панорама. Окошки выбиты, все видно, и на каждом пролете стоит наш автоматчик и стреляет буквально до последнего этажа. По всей панораме идет бой на каждом этаже», - отметил Фомин. 

Противник отступал. Операторы вспоминали, как по улицам Будапешта от дома к дому с ревом двигалась волна огня, уничтожавшая город. 

Бои за венгерскую столицу продолжались 108 дней. Город превратился в руины. Жители Будапешта, покидали разрушенные районы: целые кварталы стали необитаемыми. 

Этот монтажный лист вместе с отснятой кинохроникой Евгений Яцун отправил в Москву. Уже в марте 1945 года правительство Советского Союза приняло решение об отправке в Венгрию продовольствия, а с июня месяца были введены новые увеличенные нормы снабжения продуктами.

«Сегодня это важный документ. Кинохроника - это важный фактор, опровергающий попытки снизить освободительный характер нашей миссии», - заметил доктор исторических наук, профессор, действительный член РАН Александр Чубарьян. 

На этой фотографии Евгений Яцун снимает свой самый знаменитый кадр из Будапешта - освобожденной советскими войсками столицы Венгрии.

15 ноября 2020 года. ГТРК "Нижний Новгород" 
Поделиться:
Связаться с нами:

Новости по теме

Комментарии

Возврат к списку