МАРКИРОВКА
-
Наименование продукта. На упаковке должен быть указан вид продукта – «Морс» – и то, из чего сделан продукт: «Морс клюквенный», «Клюквенный морс» или «Морс из клюквы». Обязательно должно быть указано содержание сока – не менее 15%.
-
Состав. В мультиягодном морсе допускается присутствие различных ягод, а в составе клюквенного морса из ягод должна быть только клюква. Если указаны иные компоненты, кроме клюквенных сока или пюре, сахара или меда (обычно в морс кладут сахар, но и мед законодательно разрешен), лимонной кислоты и, может быть, натуральных ароматизаторов, то, скорее всего, это уже не морс.
СПРАВОЧНО
В морсе не допускается наличие синтетических и искусственных ароматизаторов, однако допускается наличие натурального клюквенного ароматизатора. Он содержит вещества, которые были получены при переработке клюквы.
-
Дата изготовления. Убедитесь, что продукт не просрочен. Срок годности обычно указывается на верхней части пакета. На бутылке нужно искать пометку: «Дата изготовления указана на… (крышке, этикетке и т. д.)».
-
Наименование изготовителя и его адрес (место регистрации юридического лица). Если юридический адрес изготовителя не совпадает с адресом производства, то указывается и адрес производства.
-
Пищевая ценность. На упаковках соковой продукции обязательно указание количества углеводов и энергетической ценности (в кДж и в ккал) в 100 граммах/миллилитрах или в одной порции (с указанием ее размера). Если изготовитель считает нужным дополнительно вынести в маркировку информацию о наличии каких-либо полезных веществ в морсе, он также обязательно должен указать их количество в 100 граммах/миллилитрах или в одной порции и процент от суточной потребности в этих веществах.
-
Кроме того, если морс предназначен для детского питания, на нем должна быть надпись «Продукт предназначен для питания детей/для детского питания» (строгой формулировки нет). А вдобавок к этой надписи в маркировке должен быть указан возраст детей, с которого им рекомендовано пить этот морс.
УПАКОВКА
Упаковка морса должна быть хорошего качества, герметичной. Если это пакет – он не должен быть мятым.
Что касается выбора между стеклом и картонным пакетом, у любого вида упаковки есть свои сильные стороны.
- У пакета это, во-первых, защита продукта от солнечных лучей, а во-вторых, при производстве морса такая асептическая упаковка позволяет получить безопасный продукт при более короткой температурной обработке. Кроме того, эта упаковка легче, такой морс проще транспортировать. Недостатков у такой упаковки, пожалуй, нет.
- Стекло в представлении многих более инертный материал, то есть обеспечивает стойкость продукта к порче и более длительное хранение. Но с этим можно поспорить – пакет тоже отлично защищает морс. Стекло – прозрачное, можно увидеть продукт, который покупаешь. При этом на продукт воздействует свет. В частности, могут деградировать антоцианы (природные вещества, которые дают морсу яркий цвет). Плюс стекло – это, как правило, более сильная тепловая обработка напитка при производстве. Наконец, стеклянная бутылка не так удобна, как картон – она тяжелее и может разбиться при транспортировке.
ВНЕШНИЙ ВИД
Морс может быть непрозрачным или осветленным (в этом случае морс подвергается дополнительной обработке, осадка в нем меньше 0,3%). Если морс осветленный, это должно быть указано на упаковке. Осветленный морс – прозрачный продукт красно-бордового цвета без каких-либо примесей. В обычном морсе допустимы осадок и небольшая взвесь – напиток от них не освобождали. В любом случае морс не должен быть коричневым или слишком ярким (появляется подозрение, что в нем есть искусственные красители). Он должен иметь нормальный цвет клюквы.
ЦЕНА
Ориентироваться на цену при выборе морса не стоит, она зависит от многих факторов – в частности, например, от упаковки продукта: стеклянная, как правило, дороже.
07 октября 2020 года. ГТРК "Нижний Новгород"