Его преданными поклонниками были Альберт Эйнштейн и Сальвадор Дали, Орсон Уэллс и Иосиф Сталин. С чёрными как смоль бровями, нарисованными усами и неизменной сигарой, он олицетворял сардонического прохвоста, безжалостную язву на теле благонравного общества. Вместе со своими братьями Чико и Гарпо он превратил легкомысленную комедию в сюрреалистическую клоунаду, в феерию абсурда.
130 лет назад, 2 октября 1890 года, родился Юлиус Генри Маркс. В историю кино он вошел под именем Граучо – Ворчун.
Луи Маль писал: «Подрывная стратегия братьев Маркс, их неописуемые как в прямом, так и в переносном смысле, сценарии, их гениальная способность создавать нелепые ситуации, чтобы потом из них выпутываться, глотая телефонные трубки и доставая из-за пазухи дохлых кошек – одно из самых восхитительных событий кинематографа».
Граучо Маркс 1890 – 1977
Она была внебрачным ребенком и росла в крайней бедности. С 12 лет работала в типографии, у переплётчика, тачала солдатские сапоги, пекла хлеб. С 14 начала позировать скульпторам и художникам. Она стала парижской моделью номер один. Её рисовали Модильяни, Сутин, Дерен и Пикассо. Она стала героиней одного из самых известных снимков в истории фотоискусства – коллажа Манн Рэя под сюрреалистическим названием «Скрипка Энгра».
Она пела в самых известных кабаре Парижа, где ей восхищались Жан Кокто, Андре Бретон и Марсель Дюшан. Эрнест Хэмингуэй считал, что влияние Королевы Монпарнаса в мире искусства сильнее, чем было у английской королевы Виктории в мире политики. Она стала первой звездой авангардного кинематографа. Среди её работ – участие в киноэкспериментах Фернана Леже и Эзры Паунда. Её собственные художественные опыты также заслужили признание. В каталоге её выставки поэт Робер Деснос писал: «У неё такие красивые глаза, что мир, увиденный ими, прекрасен». Мемуары, написанные ею, стали литературным бестселлером и одним из самых ярких свидетельств той незабываемой эпохи.
115 лет назад, в этот день, родилась Алиса Прэн, легендарная Кики де Монпарнас, муза авангарда.
Кики де Монпарнас 1905 – 1953
«Скульптура, – рассказывает он, – искусство хоть и публичное, но необъяснимое, не всегда понятное. На мой взгляд, сегодня в России коммуникация между скульптором и публикой не совсем налажена, потому что хороших скульпторов мало, а людей, которые могут оценить скульптуру, – единицы».
Сегодня исполняется 70 лет одному из ведущих мастеров современной отечественной скульптуры, народному художнику России Александру Рукавишникову. Он – автор многочисленных монументальных произведений, таких как памятник Фёдору Достоевскому у Российской Государственной библиотеки, памятник Александру Второму у храма Христа Спасителя, памятник Юрию Никулину у цирка на Цветном бульваре, скульптуры «Спартак» у стадиона «Открытие Арена» в Москве и многих других.
Александр Рукавишников
Зрителям в России он больше всего известен как автор музыки к фильмам Георгия Данелия «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза», театралам – по постановкам Роберта Стуруа в театре «Et Cetera». Его симфоническую и камерную музыку исполняют по всему миру самые известные дирижёры и оркестры.
«В любой бывшей республике Советского Союза все разговоры о моём творчестве начинаются с того, что я написал «Читу-гвриту», – сетовал сам композитор. – А в остальном мире, в тех музыкальных кругах, где знают моё имя, никто и понятия не имеет, что я писал музыку для кино и театра! Ну, ничего. Я уже к этому привык».
Год назад, в этот день, ушёл из жизни Гия Канчели, выдающийся грузинский композитор, народный артист СССР. Сегодня день его памяти.
Гия Канчели 1935 – 2019
02 октября 2020 года. ГТРК "Нижний Новгород"