Накануне, 27 августа в Парке Победы в Нижнем Новгороде прошла торжественная церемония открытия памятника советскому танкисту Зиновию Колобанову. Событие приурочено к празднованию 100-летия отечественного танкостроения.
В мероприятии приняли участие губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, генеральный директор АО «Концерн Уралвагонзавод Александр Потапов, вице-президент и председатель Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк Петр Колтыпин, генеральный директор ПАО Завод Красное Сормов» Михаил Першин, почетный консул Республики Армения в Нижегородской области Агаси Алекян и другие.
Сегодня мы собрались здесь, в Парке Победы, чтобы почтить вклад нижегородцев в дело отечественного танкостроения и еще раз вспомнить подвиг наших соотечественников. Нижний Новгород является родиной первого отечественного танка: сто лет назад на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу танка "Борец за свободу тов. Ленин". Сотни рабочих и инженеров со всей страны вкладывали свой труд и энергию, чтобы отечественный танк стал реальностью, огромную роль сыграли здесь и сормовичи. Всего на заводе Красное Сормово за годы Великой Отечественной войны было выпущено более 12 тысяч средних танков Т-34. Это неотъемлемая часть трудового подвига горьковчан, в память о котором в 2020 году Нижнему Новгороду присвоено почетное звание Город трудовой доблести, – отметил Глеб Никитин.
В композицию, посвященную 100-летию танкостроения, вошел макет первого отечественного танка, а также танки ИС-2 и Т-34. Центральное место занимает памятник советскому танкисту Зиновию Колобанову, созданный по инициативе местных ветеранов. Во время Великой Отечественной войны Зиновий Григорьевич в одном бою уничтожил 22 танка противника, – добавил губернатор Нижегородской области.
Сормовичи всегда проявляли высшую степень ответственности в вопросе укрепления обороноспособности нашей страны. 170 лет истории завода неоднократно доказывали, что Красное Сормово - завод-универсал, завод-первопроходец. Мы гордимся тем, что наши люди были первыми не только в судостроении. Мы еще и первый танк в России построили. Поэтому мы открываем сегодня памятник нижегородцам - смелым, предприимчивым, волевым, отважным. Такими были сормовичи, таким был и Зиновий Колобанов, – рассказал Михаил Першин.
Отечественная танковая промышленность прошла путь от модификации танка французской автомобильной фирмы «Рено» до самостоятельной отрасли с оригинальными конструкторскими и технологическими решениями. Мы можем гордиться тем, что этот путь длиною в сто лет начинался на нижегородской земле. И вот в ту же дату - 27 августа - 13 лет назад по указу президента было принято решение о создании корпорации Уралвагонзавод, которая объединила конструкторские бюро и промышленные предприятия. Танки, которые сегодня стоят на защите наших рубежей, – лучшие в мире. Ключевое выставочное событие сферы обеспечения обороны и безопасности государства – форум Армия-2020, который сейчас проходит, еще раз это доказывает. Однако танк без экипажа – ничто. Хочется, чтобы подрастающее поколение понимало это, знало отечественную историю и наших героев – защитников Родины. Только тогда нас ждет светлое будущее, - отметил Александр Потапов.
Памятник Зиновию Колобанову установлен на средства меценатов. В числе инвесторов – АО «Концерн Уралвагонзавод», ПАО Завод Красное Сормово, ПАО Сбербанк, а также почетный консул Республики Армения в Нижегородской области Агаси Алекян, генеральный директор ООО Столица Нижний Олег Головко и генеральный директор ООО ФОБОС-ТС Сергей Лазарев.
Монумент не случайно установлен в Парке Победы. Мемориальный парк – основной объект инфраструктуры патриотического воспитания в регионе. На его территории выставлена масштабная экспозиция из более 40 образцов военной техники, произведенной в разные годы на нижегородских и других заводах России.
Справка:
Датой начала эпохи отечественного танкостроения принято считать 31 августа 1920 года. В этот день на заводе «Красное Сормово» было произведено испытание на ходу первого российского танка «Борец за свободу тов. Ленин». Он стал модификацией легкого танка известной французской автомобильной фирмы «Рено», который выпускался с 1917 года. Рено FT-17 – первый серийный легкий танк и первый танк, имевший башню кругового вращения. Один из самых удачных танков Первой мировой войны. Модифицированный вариант выпускался в Советской России под названием «Рено Русский». Грозную для своего времени боевую машину собирали в дизельном цехе (ныне – цех ОСМ). Двигатели поставлялись с московского завода АМО (будущего ЗИЛа), вооружение – с Путиловского и Обуховского заводов, броня-заготовка – с Ижорского завода, а ее термическая и механическая обработка производилась на «Красном Сормове». В строительстве первого танка принимал участие знаменитый советский инженер-конструктор, создатель легендарного танка Т-34 Михаил Кошкин.
Зиновий Григорьевич Колобанов (родился 25 декабря 1910 г в с. Арефино Владимирской губернии (ныне Вачский район Нижегородской области), умер 8 августа 1994 г. в Минске) – советский танкист, старший лейтенант, командир роты тяжелых танков в Великую Отечественную войну. После окончания восьми классов средней школы учился в Горьковском индустриальном техникуме. В мае 1936 года окончил Орловское бронетанковое училище имени М. В. Фрунзе. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов и в Великой Отечественной войне.
20 августа 1941 года, во время Кингисеппско-Лужской оборонительной операции, экипаж его танка КВ-1 в одном бою в районе стратегического транспортного узла Войсковицы-Красногвардейск (ныне Гатчина) подбил из засады 22 танка противника в колонне. Всего же полуротой Колобанова, состоявшей из пяти тяжелых танков КВ-1, совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в этот день в том районе было подбито 43 немецких танка.
Зиновий Колобанов был награжден двумя Орденами Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Фото: Кирилл Мартынов, pravda-nn.ru (предоставлено пресс-службой правительства Нижегородской области)
28 августа 2020, ГТРК "Нижний Новгород"