«Любое цивилизованное государство должно заботиться о библиотеках, помня, что это фундамент духовного опыта, совершенно необходимый для нормального развития страны», – говорила она.
В этот день, 120 лет назад, родилась Маргарита Рудомино. Библиотековед, основатель и первый руководитель Библиотеки иностранной литературы, служению, сохранению и развитию которой она отдала более пятидесяти лет своей жизни.
«Труд Маргариты Ивановны был героическим в самом буквальном смысле слова», – говорил Сергей Аверинцев. С 1990 года Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы носит имя Рудомино.
Маргарита Рудомино 1900-1990
Из воспоминаний Константина Станиславского: «Первое наше историческое заседание с Немировичем-Данченко, имевшее решающее значение для будущего театра, началось 3 июля 1897 года в два часа дня и окончилось на следующий день утром, в восемь часов. Таким образом, оно длилось без перерыва восемнадцать часов».
«Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы… В протокол было записано: «Литературное veto принадлежит Немировичу-Данченко, художественное — Станиславскому».
«Мы говорили тогда и о художественной этике, и свои постановления записали в протоколе отдельными фразами и афоризмами. Так, например: «Нет маленьких ролей, есть маленькие артисты». Или: «Всякое нарушение творческой жизни театра – преступление».
МХТ 1897
Свой главный труд «Работа актёра над собой» Станиславский посвятил своей лучшей ученице, любимой артистке и преданной жене Марии Лилиной. Она также родилась в этот день, 3 июля 1866 года.
«Станиславский был человеком с большой буквы, а я с маленькой», – писала она.
Её коллеги-мхатовцы не соглашались с этим. Говорили, что Лилина могла стать великой актрисой, но предпочла быть вторым человеком при великом первом. Это был её добровольный выбор. Может быть, в нём и крылся главный секрет их долгой и счастливой семейной жизни.
Мария Лилина 1866 – 1943
«Режиссёр – это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей», – так определял Анатолий Эфрос главную особенность своей профессии.
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения выдающегося режиссера.
«Я никогда в жизни не видела, – говорит Анастасия Вертинская, – чтобы режиссёр был так сильно влюблён в актёров, чтобы любовь была столь сильным катализатором искусства. Он рождал в актёре веру».
«Когда говорят, что нет незаменимых людей – это неправда, – считает Александр Збруев. – Эфроса никто не может заменить. Его место, место, которое он занимал в советском театре – пусто. Каждый актёр, который с ним встречался, обретал уроки, остающиеся с ним на всю жизнь».
Анатолий Эфрос 1925-1987