Исследователи провели метаанализ научных работ, посвящённых психическому состоянию пациентов, инфицированных коронавирусами SARS-CoV-2 (виновник нынешней пандемии), SARS-CoV (возбудитель атипичной пневмонии, или ТОРС) и MERS-CoV (возбудитель ближневосточного респираторного синдрома, MERS). Медиков интересовали психические симптомы как во время заболевания, так и после него.
Авторы обнаружили в базах данных 1963 опубликованных исследования и 87 препринтов на эту тему. Но строгим критериям отбора удовлетворили лишь 65 рецензированных научных статей и семь препринтов.
В сумме 72 отобранных исследования охватили 3559 пациентов (размер выборки варьировался от 997 человек до одного заболевшего). Период наблюдения за психическим состоянием обследуемых менялся от 60 дней до 12 лет. Научные работы охватили почти весь диапазон возраста испытуемых: были и дети младше 12 лет, и зрелые 68-летние пациенты. Изыскания проводились в Великобритании, Гонконге, Канаде, Китае, Саудовской Аравии, Сингапуре, США, Франции, Южной Корее и Японии.
Авторы отбирали работы, в которых речь шла о госпитализированных пациентах. Таким образом, анализ не охватывает лёгкие и бессимптомные случаи.
При этом лишь 12 публикаций были посвящены SARS-CoV-2, и семь из них ещё не прошли рецензирование. Поэтому остаётся полагаться на то, что в своих психических проявлениях новый недуг будет похож на две другие коронавирусные инфекции, по которым собраны куда более обширные данные.
Итак, что же показало изучение накопленной научной литературы?
В 12 исследованиях, посвящённых COVID-19, сообщается о психических нарушениях в острой фазе течения болезни. У 65% пациентов отделения интенсивной терапии возникла спутанность сознания, у 69% — лихорадочное возбуждение и у 21% — изменённые состояния сознания. Но эти симптомы отступали, как только больным становилось лучше.
О долгосрочных последствиях перенесённого заражения SARS-CoV-2 сегодня по понятным причинам ничего не известно. Остаётся проводить аналогии с коронавирусами SARS-CoV и MERS-CoV, а с ними ситуация следующая.
В период от шести до 39 месяцев после выписки из больницы 11% обследованных жаловались на подавленность, 12% — на тревожность, 13% — на раздражительность, 19% — на ухудшение памяти, 30% — на навязчивые травмирующие воспоминания и 12% — на бессонницу.
В целом, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) было зафиксировано у 33% пациентов, а депрессия и тревожные расстройства — у 15%.
Впрочем, авторы предупреждают, что эти пугающие цифры могут быть завышены. Дело в том, что не все проанализированные исследования были выполнены достаточно тщательно. Возможно, люди, страдающие от мучительных симптомов, имели больше шансов попасть в поле зрения учёных, чем сохранившие душевную гармонию. Также в некоторых работах ничего не сообщается о сборе психиатрического анамнеза обследованных. Наконец, зачастую исследователи собирали субъективные оценки собственного психического состояния, а не данные объективных тестов.
Однако исследователи заключают, что психическое состояние выздоровевших пациентов необходимо отслеживать, чтобы при необходимости оказать им помощь.
Каким же образом вирусная инфекция может воздействовать на психику? Есть много потенциальных механизмов. Коронавирус может напрямую атаковать нервные клетки. Своё влияние может оказать и вызванный инфекцией "иммунный шторм". Не забудем и о том, что поражение лёгких может привести к нехватке кислорода в крови, а это тоже может иметь пагубные последствия. Есть и чисто психологический эффект: заболевание потенциально смертельным недугом, от которого нет лекарств, едва ли способствует душевному равновесию."Хотя существует мало доказательств того, что инфекция COVID-19 часто сопровождается психическими расстройствами, помимо кратковременного делирия, клиницисты должны принимать во внимание, что распространённые психические расстройства, такие как депрессия, тревожность, усталость и ПТСР, могут возникать через недели и месяцы после выздоровления от тяжёлой инфекции, как это наблюдалось в случае ТОРС и MERS", — заключает первый автор статьи Джонатан Роджерс (Jonathan Rogers) из Университетского колледжа Лондона.