Исследователи моделировали распространение инфекции в США (эта страна всё ещё остаётся одной из самых неблагополучных в отношении нынешней пандемии) в ближайшие годы.
Учёным пришлось сделать несколько предположений. Прежде всего, неизвестно, насколько сильный иммунитет к SARS-CoV-2 приобретает переболевший человек и как долго этот иммунитет сохраняется. Учёные смоделировали ситуацию для разных сроков: 40 недель, 104 недели, неограниченный срок и так далее. Но всё же им представляется, что наиболее вероятная цифра — около года. Примерно столько держится иммунитет к человеческим коронавирусам HCoV-OC43 и HCoV-HKU1. Эти возбудители в числе многих других вызывают сезонные вспышки простудных заболеваний.
К слову, пациенты, переболевшие любым из названных двух вирусов, возможно, будут менее восприимчивы к SARS-CoV-2. Но это точно не известно, особенно с учётом того, что HCoV-OC43 и HCoV-HKU1 не являются близкородственными новому патогену.
Тем не менее если исходить из предположения о том, что иммунитет к вирусу не вечен, и о том, что власти не будут повторять нынешний карантин, можно ли ожидать, что заболевших COVID-19 отныне и навсегда будет так мало, что им хотя бы будет хватать мест в палатах интенсивной терапии? Нет, отвечают исследователи.
"Мы обнаружили, что одноразовые меры социального дистанцирования, вероятно, будут недостаточными для поддержания заболеваемости SARS-CoV-2 в пределах возможностей интенсивной терапии в Соединённых Штатах", — констатирует первый автор статьи Стивен Кисслер (Stephen Kissler) из Гарвардского университета.
В отсутствие лекарств и вакцин лучшей защитой становится самоизоляция и соблюдение правил гигиены.
Фото Pixabay.
А именно, 40-недельный иммунитет ведёт к ежегодным сезонным вспышкам, 104-недельный — к эпидемиям раз в два года. Впрочем, если HCoV-OC43 и HCoV-HKU1 дают частичный иммунитет к SARS-CoV-2, то последний вариант может привести к кажущемуся исчезновению COVID-19 в 2020 году с возобновлением эпидемии в 2024 году. Чтобы предотвратить переполнение больниц, властям придётся вновь принимать карантинные меры.
При этом, как ни парадоксально, карантин не должен быть слишком долгим и жёстким. Наименьшее общее (и пиковое) число заболевших достигается, когда дистанцирование снижает репродуктивное число на 20-40%.
Дело в том, что никакой карантин не снижает вероятность новых инфицирований до нуля. Зато чрезмерно строгие ограничения препятствуют формированию коллективного иммунитета. В некоторых случаях то обстоятельство, что часть населения уже переболела, останавливает инфекцию эффективнее тотального запрета на контакты.
Авторы статьи заключают, что наилучшей стратегией будет периодически объявлять карантин при вспышках эпидемии и вновь отменять его, когда опасность временно минует.
Впрочем, подчеркнём, что сегодня никто ещё не знает, как долго сохраняется иммунитет к SARS-CoV-2. Кроме того, вирус может мутировать, став менее опасным, но более заразным. Наконец, "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) писали о разработке вакцин и лекарств, которые могут в корне изменить ситуацию.
Возможно, вскоре мы будем жить в мире, где обязательной процедурой станет ежегодная вакцинация против SARS-CoV-2, возвращающая нам радость приветственных объятий.