Эксперты отмечают, что с марта текущего года уже наблюдается сокращение ежемесячных страховых выплат. А расходы, при этом, растут: например, на пособие по безработице, временно увеличенное до уровня МРОТ. Между тем, возможности компенсировать разрыв из-за дефицита федерального бюджета, ежегодный трансферт в фонды из которого превышает 2 трлн рублей, ограничены.
Эксперты указывают на то, что в зависимости от глубины кризиса, число работников может сократиться на 2,6-10,2 миллионов человек. А это повлечет за собой сокращение фонда оплаты труда и, соответственно, страховых взносов на 33-130 млрд рублей. А при одновременном сокращении количества рабочих мест и фонда оплаты труда, страховые взносы могут упасть на 65-260 млрд рублей. Все зависит от того, насколько сократятся исходные показатели: 5% или 20%.
Наиболее негативный сценарий предполагает параллельное сокращение рынка труда и фонда оплаты на 20%, и их восстановление в течение 9 месяцев. В этом случае социальные фонды могут не досчитаться взносов на 2,3 трлн рублей, полагают экономисты. Если же падение составит только 5%, объем недополученных взносов составит 200 млрд рублей. Это самый позитивный сценарий. Однако дополнительные потери в любом случае будут: из-за снижения ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30% до 15%, фонды ежемесячно будут недополучать еще по 15 млрд рублей.
В качестве одного из вариантов компенсации этих потерь авторы исследования предлагают использование средств ФНБ или средств от выпуска целевых облигаций Минфина. Замдиректора Института социальной политики Оксана Синявская напоминает, что для поддержки социальной системы ФНБ и создавался. Кроме того, можно позволить части работников вместо сокращения уйти раньше на пенсию, сохранив при этом фактически накопленные пенсионные права. Можно отменить пониженную ставку для относительно высоких зарплат. Сейчас страховые взносы, выплачиваемые работодателями составляют 30%. Однако если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн рублей в год, ставка на сумму, превышающую лимит, составляет 10%. При зарплате свыше 900 тыс. рублей ставка взносов на социальное страхование и вовсе опускается до нуля. При этом эксперты считают, что таких сотрудников надо стимулировать откладывать на пенсию самостоятельно. Для этого можно предоставить вычет из НДФЛ.
Экономисты рассматривают и более радикальные варианты: финансирование расходов на здравоохранение напрямую из федерального бюджета, или, с его же помощью, можно финансировать фиксированные пенсионные выплаты. Однако эксперты считают, что такой сценарий нецелесообразен, так как потребуется серьезный пересмотр действующих механизмов и принципов соцподдержки.