Выставка является совместным проектом Государственного музея А.М. Горького (Нижний Новгород) и Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург).
В 1865 г. Достоевский начал работу над первым из романов «Великого Пятикнижия» — «Преступлением и наказанием». Сверхзадачу, которую он как художник и мыслитель ставил в работе над этим произведением, писатель обозначил в одном из черновых набросков: «Перерыть все вопросы в этом романе…».
На основе истории одного «идейного преступления» — убийства студентом Раскольниковым старухи-процентщицы — Достоевский разрабатывает важнейшие проблемы человеческого бытия: границы свободы, право на насилие во имя благих целей, цена жизни одного «ничтожного» человека... Этот роман называют самым петербургским произведением русской литературы. Северная столица оказывается не только фоном, на котором разворачивается действие. Петербург также и «участник событий»: город с его кричащими противоречиями ставит перед Раскольниковым неразрешимые вопросы и он же подсказывает роковые, чреватые трагическими последствиями решения.
Выставка построена как своеобразный комментарий к тексту произведения, которое посетитель может прочитать, следуя за изображениями и цитатами, отмечающими основные моменты в развитии романа. Сквозной лейтмотив выставки — Петербург Достоевского, столичный город, с его дворами, каналами, мостами, доходными домами, воплощенный по большей части в рисунках Б.Г. Костыгова, создавшего цикл оригинальных иллюстрированных комментариев к роману.
Некоторые персонажи имеют прототипы, реальные или литературные: Катерина Ивановна напоминает первую жену писателя Марию Дмитриевну; в Дунечке Раскольниковой узнаются черты возлюбленной писателя Аполлинарии Сусловой, но по гордому характеру и способности к самопожертвованию она сравнивается в романе с христианской мученицей святой Агатой. Эти связи обозначены на выставке цитатами и изображениями, которые обнажают второй, ассоциативный план романа.
Роман насыщен религиозно-философской проблематикой, связанной с глубинным замыслом Достоевского. Так, в первой встрече Раскольникова с Мармеладовым звучит тема Судного дня и мечта грешного, падшего человека об искуплении и прощении. Впервые в творчестве писателя здесь зримо возникает образ Христа. Этот глубинный план содержания романа представлен цитатой из монолога Мармеладова и фреской с изображением Страшного суда.
Образ Раскольникова сопровождается в романе евангельским мотивом воскресения Лазаря. Икона на этот сюжет и раскрытый на 11-й главе евангелиста Иоанна Новый Завет с пометами Достоевского призваны вызвать у посетителей выставки ассоциации, необходимые для постижения замысла романиста.
В музее Горького откроется выставка "Перерыть все вопросы в этом романе…"
11:21
15.01.20
0
1335
15 января 2020, ГТРК "Нижний Новгород". 17 января 2020 года в 16.00 в Государственном музее А.М.Горького состоится открытие выставки «Перерыть все вопросы в этом романе…» Роман «Преступление и наказание». Об этом сообщает пресс-служба администрации Нижнего Новгорода.
Открыть полностью
Связаться с нами: