Алексей Свиридов, научный сотрудник Института археологии РАН, руководитель археологических раскопок: Версия о том, что движение фуникулера было за счет балласта воды, подтверждается нашим исследованием.
Это доказывает версию, что фуникулёр перевозил пассажиров, не используя электричества. Зато электроэнергия служила для работы трамваев.
Игорь Петров, заместитель руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области: По проекту инженера Гартмана были построены две электрические линии трамвая, нижняя и верхняя часть, он же и предложил соединить две трамвайные линии фуникулерами.
Чтобы преодолевать высокие волжские откосы, которые были не под силу трамваям, установили Похвалинский и Кремлёвский фуникулёры.
Фуникулёр был построен в 1896 году специально к открытию Всероссийской промышленной и художественной выставки. Он соединял территорию Нижегородского Кремля с улицей Рождественской. Люди поднимались снизу вверх, и, по предположениям историков, здесь располагалось трамвайное кольцо, люди пересаживались с одного вида транспорта на другой.
В 1926 году Кремлёвский фуникулёр закрыли - оказался нерентабельным. И вот к 800-летию Нижнего Новгорода уникальный рельсовый транспорт должен обрести вторую жизнь. Сейчас ведутся работы по разработке проекта новой достопримечательности Кремля. Между тем, археологам удалось обнаружить и другие ценные находки.
Фрагменты керамической утвари, украшений, деньги, остатки жилых и хозяйственных построек. Плотная деревянная застройка - примета Нижегородско-Суздальского княжества, начиная с XIV века. Самые ранние находки - от XIII века. Может, говорят археологи, удастся заглянуть в нижегородскую историю ещё глубже. Раскопки только достигли своего экватора.
