Под насыпным слоем XX века найдена нижняя часть башни - резервуара для запаса воды, а также чугунные трубы, по которым вода подавалась в вагончик на верхней станции. К открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки «Финляндская компания легкого пароходства» петербургского предпринимателя Рафаила Фон Гартмана построила два фуникулера (элеватора) – Кремлевский и Похвалинский, которые соединяли между собой две расположенные на разной высоте трамвайные линии. По свидетельствам очевидцев и архивным фото, нижегородские фуникулеры были устроены по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, когда расположенный между основными рельсами зубчатый рельс не позволяет вагончику скатываться вниз. При этом они не имели электрического двигателя и приводились в движение водой, выполнявшей роль противовеса: вниз спускался утяжеленный водой пассажирский вагончик, который своим весом поднимал такой же вагончик снизу. Предположительно, внизу вода сливалась в колодец.
Остатков подобных сооружений нет ни в одном городе России.
«Чертежи нижегородского фуникулера до сих пор не найдены. Но теперь, благодаря археологическим раскопкам, мы сможем уточнить технические подробности работы первого в России фуникулера», - сказал заместитель начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области Игорь Петров.
Фуникулер планируется воссоздать в современных технологиях на историческом месте к 800-летию Нижнего Новгорода, а элементы старого фуникулера, в случае если будет возможна их музеефикации, повысят туристическую привлекательность города.
Кроме того, в ходе раскопок под слоем XIX века археологи нашли следы плотной городской застройки, относящейся к периоду начиная с XIV века – времен Нижегородско-Суздальского княжества: фрагменты стеклянных браслетов и кашинной керамики из Золотой Орды, перстни, пряжки, монеты. Таким образом, археологи подтвердили гипотезу Святослава Агафонова, предположившего в XVII веке в кремле плотную жилую застройку.