Гильем Куснирек, участник конкурса: «Нет лучше конкурса чем этот».
Бенуа Дехейн, участник конкурса: «Это первые мои международные соревнования, я очень горжусь этим».
Николай Странатковский, участник: «Сложная программа, новые вызовы, хочется все это попробовать, выучить, сыграть».
Руководитель конкурса Валерий Гергиев назвал решение о введении новой номинации историческим, но запоздалым:
«Петр Ильич - один из величайших оркестраторов. Громадное количество легендарных соло, которые Петр Ильич поручал то валторнисту, то трубачу, то флейтисту, то гобоисту, кларнетисту, фаготисту. Невероятное количество запоминавшихся соло в каждой его партитуре. Все сильнее это приводило к мысли, что нам надо рискнуть и ввести такое новшество».
Жюри в каждой номинации ищет супер-профессионалов. Среди духовиков - музыканта, который сможет сыграть с любым мировым оркестром.
Джон Ромеро из США - концертмейстер группы тромбонов театра Метрополитен опера. Давал сольные концерты на международных фестивалях. Надеется, что благодаря хорошему выступлению на конкурсе Чайковского, сольных выступлений станет больше.
«Победа в этом конкурсе поможет мне стать солистом в оркестре. Я работаю в Метрополитан опера, это занимает всё мое свободное время, нет возможности больше развивать сольную карьеру. А этого бы очень хотелось», - говорит Джон Ромеро, участник конкурса.
Солист - звучит гордо. Однако критики говорят, стоит задуматься о том, что оркестрам не хватает в первую очередь хороших трубачей или гобоистов.
«Российские консерватории воспитывают солистов. Человек, который заканчивает российские консерватории, чувствует себя не самым счастливым существом, придя работать в оркестр, где он будет играть обозримое количество одних и тех же шлягерных произведений с одной и той же партией», - отмечает Елена Черемных, музыкальный критик.
В номинациях «Деревянные» и «Медные духовые» - всего 8 инструментов. У каждого из них своя обязательная программа.
«Конечно, в идеале было бы лучше, если бы трубачи состязались только с трубачами, валторнисты с валторнистами, но, как сказал Валерий Абисалович Гергиев, это было бы невозможно организовать», - делится Сергей Накаряков, член жюри.
Основные оценки судейства - «да» и «нет». На случай спорных моментов есть баллы. Первыми, состязание в своей категории, начали исполнители на деревянных духовых. В конкурсе участвовала 21 страна. Самая многочисленная группа музыкантов оказалась из России.
Исполнители на медных духовых состязание начали спустя почти неделю после открытия конкурса. Их первый тур - на сцене Санкт-Петербургской академической капеллы. Пока одни играют программу, другие за сценой ждут своей очереди.
Алексей Иванов - ещё студент Санкт Петербургский консерватории. Артист оркестра Мариинского театра. И основатель своего брасс квинтета. Обладатель гран-при всероссийского конкурса Блажевича, лауреат Первой премии международного конкурса имени Мравинского. Считает, крупные музыкальные состязания нужны для саморазвития. Самая большая профессиональная мечта:
«Сыграть лучше, чем я только что сыграл»