Ю.З. - Вы – потомственный профессиональный музыкант. Скажите, насколько сильно ощущаете на себе влияние своего отца, блестящего дирижера Виктора Андреевича Федотова?
М.Ф. - Конечно, происхождение человека во многом предопределяет его судьбу. Так было в моем случае, поскольку я все время рос в кругу музыкантов, артистов, певцов… И сам в свое время сделал выбор в пользу скрипки. Пример моего отца всегда был перед глазами, и это сыграло решающую роль в выборе жизненного пути.
Ю.З. - Вы – сторонник развития в области подачи классической музыки. В своих интервью говорите, что «сегодня классику нужно играть иначе, чем это было не только 100, а даже, может быть, и 10 лет назад». Расскажите, почему так считаете.
М.Ф. - Моя позиция такова: классическая музыка, которую мы так любим, в контексте сегодняшней действительности нуждается еще в лучшем исполнении, еще в большей динамике и в силе подачи. Нужны все более и более яркие прочтения, трактовки, все более яркие исполнители. С каждым годом возникают самые разные музыкальные альтернативы. Для музыкантов гениальность классической музыки неоспорима, а вот для слушателей существует большое количество соблазнов.
Ю.З. - Ваши концерты собирают аншлаги, а ведь многие произведения исполняются без привычного симфонического оркестра. Как два солиста могут заменить несколько десятков музыкантов?
М.Ф. - Очень важной частью моего творчества является дуэт с замечательной пианисткой, заслуженной артисткой России Галиной Петровой. С ней мы почти 30 лет вместе на сцене, и, помимо привычного репертуара для скрипки и фортепиано, у нас сложился эксклюзивный репертуар, транскрипции произведений из русской классики и из европейской. Мы много лет его расширяем и наращиваем.
К сожалению, становится все меньше коллег, ведущих регулярную сольную деятельность, играющих сольные концерты в двух отделениях – вечера. Раньше в Московской филармонии это было очень естественным явлением. Но сейчас «рынок» развивается в другую сторону. Этот жанр находится в сложном положении, что мы и пытаемся исправить.
Ю.З. - Каково это – носить звание единственного российского музыканта, которому посчастливилось играть на обеих скрипках Никколо Паганини?
М.Ф. - Это, конечно же, счастливый шанс и подарок судьбы. Это произошло по инициативе итальянских коллег на нашем с Галиной концерте в Санкт-Петербургской филармонии. Эти моменты остаются навсегда и в творческой биографии, и в памяти, и в сердце. Это обязывающая печать, но в нашем репертуаре не только Паганини.
Ю.З. - Вы, как победитель и член жюри конкурса им. П. И. Чайковского, какими видите молодых Паганини? Назовите качества «музыкального лидера».
М.Ф. - Хочу сказать, что Конкурс им. П. И. Чайковского – это большой праздник, это конкурс, в котором мечтали и мечтают принять участие, это соревнование, которое влияет на судьбы людей, это очень престижное музыкальное состязание! Имеет шансы, конечно, тот, кто блестяще владеет своим инструментом, кто обладает ярким талантом, может предложить слушателем интересные, свежие интерпретации. Конкурс требует огромной выдержки и крепкой нервной системы. Даже опытные исполнители иногда теряются, напряжение достигает запредельного состояния. Лидер должен уметь владеть собой. Хочется пожелать удачи и твердости духа, продемонстрируйте все лучшее, на что Вы способны!
Ю.З. - На участие в XVI Конкурсе им. П. И. Чайковского подано рекордное количество заявок - 954 из 58 стран мира. С чем связан такой ажиотаж, как думаете?
М.Ф. - Я вижу скорее новые обстоятельства, нежели ажиотаж. Всегда конкурс им. Чайковского вызывал огромный интерес, но в этом году запланировано много нового, потому что впервые участвуют духовые инструменты. Такого не было никогда! История конкурса гласит, что в 1958 году, на Первом конкурсе, участвовали только пианисты и скрипачи, на Втором добавились виолончелисты, затем появилось сольное пение - мужское и женское. Я несколько раз был среди членов жюри и могу сказать, что был очень правильный подбор специальностей. Они очень сольные, и у П. И. Чайковского есть богатейшее наследие для таких сольных музыкантов. Но в этом году появилась специальность, для которой Чайковский не написал ни одного сольного произведения. Несмотря на эту «неувязку», приток участников обеспечен!
Ю.З. - 14 июня в рамках абонемента «Навстречу XVI Международному конкурсу имени П. И. Чайковского» в Малом зале консерватории Вы исполните фрагменты цикла «Картинки с выставки», «Ромео и Джульетту», «Песню индийского гостя» и «Половецкие пляски». На чем основывался выбор столь разных произведений?
М.Ф. - Так сложилось, что Московская консерватория и Санкт-Петербургская консерватория почти не участвует в Конкурсе им. П. И. Чайковского (имею в виду членов жюри). Поэтому появилась идея создать абонемент - «Навстречу XVI Международному конкурсу имени П. И. Чайковского». 14 июня мы будем играть этот вечер, первое отделение – это пять пьес Чайковского, которые обязательно входят в программу скрипичного конкурса. Второе отделение частично представляет наш эксклюзивный репертуар, это современники Чайковского.
Смотрите открытие XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского на телеканале «Россия К»! 17 июня в 21:45 в нашем эфире трансляция из Большого зала консерватории.
Фото из личного архива Максима Федотова