- Вера, здравствуй! как ты узнала о трагической судьбе экипажа?
- Здравствуй, Таня! История возвращения экипажа "летающей лаборатории" из небытия началась летом 2017-го года с сообщения в социальной сети от незнакомого жителя города Кулебаки. Причем человек обратился ко мне не только как к журналисту, но и как к поисковику. Тем не менее, я не сразу ему поверила. Настолько казалось невероятным, что в нашем регионе, далеком от линии фронта, уже в послевоенное время - это 47-й год, обломки потерпевшего крушение самолета вместе с останками людей могли быть забыты в лесу. Но когда этот же человек неравнодушный прислал мне справку из Центрального архива Минобороны с именами и данными летчиков, фотографии с места происшествия, стало понятно, что ехать и снимать место, делать сенсацию на костях не имеет смысла. Нужно, как говорят поисковики, поднимать останки летчиков из земли. Всем погибшим было от 23-х до 33-х лет, то есть все четверо, судя по всему, были участниками Великой Отечественной войны, с которыми так обошлись.
- Что было дальше? - ты подключила своих коллег - поисковиков.
- Да, я обратилась в Нижегородскую областную поисковую организацию «Курган» ***и, спасибо коллегам от всей души, они сразу начали по этой теме работать. Поисковая экспедиция состоялась в начале сентября 2017-го года - спустя ровно 70 лет после гибели летчиков, практически день в день. Такое символичное получилось совпадение. Работы велись масштабные: с привлечением тяжелой техники, участвовали опытные поисковики «Кургана», ребята-школьники из кулебакского военно-патриотического клуба «Каскад», местные жители помогали. И мне тоже посчастливилось в этом поиске участвовать именно с лопатой в руках, а не только с микрофоном. Сейчас некоторые спрашивают, почему за семь десятилетий летчиков не захоронили - да это уже не имеет значения. Пусть чрез 70 лет лет, но им воздали воинские почести, как с героям, каковыми они и были - вот это по-настоящему значимо.
- Спасибо! Давайте смотреть эксклюзивный материал Веры Логуновой.
Вернулись из полета через 70 лет. В Кулебакском районе простились с экипажем самолета, потерпевшего крушение на территории Горьковской области в далеком 1947-м году. Все это время по каким-то причинам четверо летчиков оставались непогребенными. В 2017-м году поисковики нижегородской организации "Курган" организовали экспедицию к месту авиакатастрофы и подняли останки. В экспедиции участвовала и съемочная группа программы "Вести-Приволжье". Финал драматической истории - в материале Веры Логуновой.
Фрагменты самолета и уцелевшие личные вещи экипажа - теперь музейные экспонаты. В музее военно-патриотического клуба "Каскад" о гибели военных летчиков в мирном сентябре 1947-го рассказывают школьникам. И о том, что останки погибших ровно 70 лет лежали забытыми в лесу. Пока в сентябре 2017-го их не подняли поисковики. Некоторые из этих ребят, кстати, сами участвовали в поисковых работах на месте авиакатастрофы.
Игорь Клюкин, руководитель военно-патриотического клуба "Каскад":"В куске глины нашли карту, собрал ее, оказалась карта штурманская"
Американский бомбардировщик "Бостон", полученный Советским Союзом в качестве военной помощи, после Великой Отечественной переоборудовали в "летающую лабораторию".
Сентябрь 2017 года, Навашинский район
Во время научно-исследовательского полета над территорией Горьковской области он и потерпел крушение. На борту находились четыре человека, все погибли.
"Сгорели в обломках самолета" - так указано в документах военного ведомства... было официальное место захоронения в Подмосковье на территории летно-испытательной станции, где они служили - но этой базы уже не существует...
Между экспедицией по поиску останков летчиков и торжественным захоронением прошло более полутора лет. Все это время поисковики пытались узнать о боевом пути летчиков и найти их родственников. Пока поиски безуспешны. Зато как родных авиаторов приняли совет ветеранов Нижегородской области и действующие военные пилоты. Организовали захоронение со всеми воинскими почестями. Память коллег летчики почтили на земле и в воздухе.
Ярослав Шкретов, боец военно-патриотического клуба "Каскад": "Из-за того, что не получилось найти родственников, мы им получается самые близкие люди, потому что нашли их, откопали"
Командир экипажа Анатолий Сизов, штурман Петр Гаврилов, старший техник Владимир Рычагов и радист Николай Сомов. По возрасту все они участники Великой Отечественной. Петр Гаврилов на фронте был с первых дней. Позже выполнял другую стратегическую задачу - перегонял бомбардировщики для фронта из США в СССР. 89 машин. За что награжден орденом Отечественной войны.
Андрей Чеканов, командир поискового отряда "Курган": "С Аляски, в условиях сильных морозов. Он просто со штурманской линейкой и картой. 89 самолетов, без потерь - это два с половиной полка"
Через 72 года у героического экипажа "летающей лаборатории" наконец появилось настоящее и символичное место захоронения. Поселок СаваслЕйка, рядом с военной авиабазой. Они вернулись из полета к своим.
Тайна "летающей лаборатории". Восстановлена история авиакатастрофы, произошедшей в Кулебакском районе в 1947 году
05:00
1.06.19
0
1353
1 июня 2019, ГТРК "Нижний Новгород" (видео). В Кулебакском районе простились с экипажем самолета, потерпевшим крушение больше 70 лет назад. Уникальный случай - после авиакатастрофы в 1947 году летчики не были похоронены. Их останки были преданы земле только на этой неделе. С чего началась эта история? мы рассчитываем узнать у автора сюжета корреспондента программы "Вести-Приволжье" Веры Логуновой - она принимала участие в экспедиции в качестве поисковика.
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Связаться с нами:
Array ( [ID] => aicXL [BANNER] => [BANNER_PROPERTIES] => Array ( [ID] => 31 [CONTRACT_ID] => 1 [TYPE_SID] => inNewsDetail_1 [STATUS_SID] => PUBLISHED [STATUS_COMMENTS] => [NAME] => yandex Detail [GROUP_SID] => [FIRST_SITE_ID] => s1 [ACTIVE] => Y [WEIGHT] => 100 [MAX_SHOW_COUNT] => [SHOW_COUNT] => 0 [FIX_CLICK] => Y [FIX_SHOW] => N [MAX_CLICK_COUNT] => [CLICK_COUNT] => 5 [MAX_VISITOR_COUNT] => [VISITOR_COUNT] => 0 [SHOWS_FOR_VISITOR] => [DATE_LAST_SHOW] => 2019-07-20 00:14:42 [DATE_LAST_CLICK] => 2021-03-02 06:19:13 [DATE_SHOW_FROM] => [DATE_SHOW_TO] => [IMAGE_ID] => [IMAGE_ALT] => [URL] => [URL_TARGET] => [CODE] => [CODE_TYPE] => html [STAT_EVENT_1] => banner [STAT_EVENT_2] => click [STAT_EVENT_3] => #CONTRACT_ID# / [#BANNER_ID#] [#TYPE_SID#] #BANNER_NAME# [FOR_NEW_GUEST] => [KEYWORDS] => [COMMENTS] => [DATE_CREATE] => 2019-04-10 12:28:24 [CREATED_BY] => 11 [DATE_MODIFY] => 2022-10-24 11:23:33 [MODIFIED_BY] => 21 [SHOW_USER_GROUP] => N [NO_URL_IN_FLASH] => N [FLYUNIFORM] => N [DATE_SHOW_FIRST] => [AD_TYPE] => html [FLASH_TRANSPARENT] => transparent [FLASH_IMAGE] => [FLASH_JS] => N [FLASH_VER] => [STAT_TYPE] => COUNTRY [STAT_COUNT] => 0 [TEMPLATE] => [TEMPLATE_FILES] => a:0:{} [CONTRACT_MAX_VISITOR_COUNT] => ) [BANNERS] => Array ( [0] => ) [BANNERS_PROPERTIES] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 31 [CONTRACT_ID] => 1 [TYPE_SID] => inNewsDetail_1 [STATUS_SID] => PUBLISHED [STATUS_COMMENTS] => [NAME] => yandex Detail [GROUP_SID] => [FIRST_SITE_ID] => s1 [ACTIVE] => Y [WEIGHT] => 100 [MAX_SHOW_COUNT] => [SHOW_COUNT] => 0 [FIX_CLICK] => Y [FIX_SHOW] => N [MAX_CLICK_COUNT] => [CLICK_COUNT] => 5 [MAX_VISITOR_COUNT] => [VISITOR_COUNT] => 0 [SHOWS_FOR_VISITOR] => [DATE_LAST_SHOW] => 2019-07-20 00:14:42 [DATE_LAST_CLICK] => 2021-03-02 06:19:13 [DATE_SHOW_FROM] => [DATE_SHOW_TO] => [IMAGE_ID] => [IMAGE_ALT] => [URL] => [URL_TARGET] => [CODE] => [CODE_TYPE] => html [STAT_EVENT_1] => banner [STAT_EVENT_2] => click [STAT_EVENT_3] => #CONTRACT_ID# / [#BANNER_ID#] [#TYPE_SID#] #BANNER_NAME# [FOR_NEW_GUEST] => [KEYWORDS] => [COMMENTS] => [DATE_CREATE] => 2019-04-10 12:28:24 [CREATED_BY] => 11 [DATE_MODIFY] => 2022-10-24 11:23:33 [MODIFIED_BY] => 21 [SHOW_USER_GROUP] => N [NO_URL_IN_FLASH] => N [FLYUNIFORM] => N [DATE_SHOW_FIRST] => [AD_TYPE] => html [FLASH_TRANSPARENT] => transparent [FLASH_IMAGE] => [FLASH_JS] => N [FLASH_VER] => [STAT_TYPE] => COUNTRY [STAT_COUNT] => 0 [TEMPLATE] => [TEMPLATE_FILES] => a:0:{} [CONTRACT_MAX_VISITOR_COUNT] => ) ) )