Первая в современной России выставка нижегородского художника Константина Кузнецова открылась в Москве

16:18
11.05.19
0
2544
11 мая 2019, ГТРК "Нижний Новгород" (видео).Возвращение на родину. Первая в современной России выставка работ выдающегося художника русского зарубежья Константина Кузнецова открылась в московском Государственном институте искусствознания. Исторический момент в столице снимала съемочная группа Вестей-Приволжье. Дело в том, что Кузнецов, наш земляк, уроженец Нижегородской губернии. Чем он был знаменит в начале прошлого века, и почему его имя было забыто на долгие десятилетия - выясняла ведущая программы "Вести-Приволжье" Татьяна Локтева.


        Array
(
    [480] => /upload/iblock/a54/Kuznesov_480_m.mp4
    [360] => /upload/iblock/be0/Kuznesov_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/d12/Kuznesov_240_m.mp4
)
      
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Большинство работ Константина Кузнецова хранились у его потомков в рулонах, покрытых буквально вековой пылью. Вот эта, например, была вся в белесоватом налете. Как оказалось - это разложившаяся пленка лака. Когда ее удалили, раскрылась вся авторская живопись, сохранившаяся в первозданном виде .
Эти полотна в России выставляются впервые. Русский взгляд на французский пейзаж. У Константина Кузнецова камерные пространства Франции расширяются до бескрайних нижегородских просторов. 
Екатерина Усова, автор книги "Константин Кузнецов: русский, который один из нас", заместитель директора Фонда Константина Кузнецова по научной работе: "Уникальность Кузнецова в том, что напитавшись совершенно особыми состояниями природы и особыми пространствами, которые есть у нас в России - больше нигде - вот эти огромные панорамы, это огромный совершенно взгляд на Волгу, на другой берег, который есть в Нижнем Новгороде. С ними именно он подходит к изображению французской натуры".. 
Его имя долгое время оставалось неизвестным даже для искусствоведов - рассказывает Екатерина Усова - автор первой монографии о художнике на русском языке. Наследие мастера открылось благодаря случаю. 
Андрей Щербинин, коллекционер, основатель Фонда Константина Кузнецова: "Мы увидели эти работы, они были в ужасном состоянии, и когда реставратор немного привел в порядок одну из картин, мы увидели подпись Константин Кузнецов, и из любопытства, из интереса мы решили узнать, что это за художник".
Оказалось, что материалов очень мало. Команда искусствоведов собирала их буквально по крупицам в архивах России и Франции, куда Кузнецов переезжает в 1900 году, чтобы заниматься живописью - делом всей его жизни. Первая крупная выставка и сразу успех. Восторженные отзывы не вскружили голову ученику студии Фернана Кормона. Писать картины не для продажи, а ради искусства ему позволяли средства от семейного дела, управляли которым его братья в Нижнем Новгороде.
Константин Ещеркин, директор Фонда Константина Кузнецова, искусствовед: "Его работы поражают меня своей глубиной, потому что они требуют долгого рассматривания. Чем дольше их рассматриваешь, тем больше начинаешь с ними взаимодействовать, понимаешь, что этот мир Кузнецова - он очень подвижный, очень живой, и совершенно необычный".
Этот мир, запечатлённый на холстах, вернулся в Россию благодаря усилиям Фонда Константина Кузнецова. 300 живописных и 100 графических работ - такой полной коллекции одного автора нет ни в одном музее мира. 
Алексей Петухов, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина: "Нижний Новгород с его ярмаркой, с его открытостью миру - центр обмена, центр взаимодействия. И, может быть, символично, что здесь появился на свет художник, который отправился представлять Россию в Париж, который тоже считался средокрестием художественных, торговых, политических путей, настоящей столицей мира"
Кузнецов во время Первой мировой войны на содержание российской армии жертвует 5 тысяч рублей - практически все свои деньги. Он до конца остался гражданином Российской империи, отказавшись от французского гражданства. 

Поделиться:
Связаться с нами:

Новости по теме

Комментарии

Возврат к списку