Эксклюзив. Тайны нижегородской мозаики: Как правильно варить смальту?

15:36
17.02.21
0
582
00:00
/
480
480
360
240
Читать далее
Мозаика, как гимн свету и красоте. Живопись из смальты получила вторую жизнь в Нижегородской области. В России смальтоваров можно пересчитать по пальцам одной руки, и все свои технологические секреты они держат в строжайшей тайне. Евгений Карпов всё же смог заглянуть на производство и узнать, где можно будет увидеть панно из нижегородской мозаики. И вот его эксклюзивный материал.


Смальтоварение возродили на одном из предприятий Нижегородской области. Вообще-то завод был организован в конце 19 века, но свой подъём и расцвет переживал в советский период. Здесь сохранился дух того времени, вот барельеф Маркса и Ленина вы можете наблюдать. И это тем более символично, потому что мозаика, а смальта, это главная составляющая мозаики, как вид искусства был развит в советский период. Этакий вид соцреализма. Но в 90-х годах технология производства смальты была утеряна.

Пришлось искать тех, кто в первой половине 20 века создавал так называемую "советскую" смальту. Теперь технологию производства хранят в секрете. Нас попросили показать установки только в таком - размытом виде. И разрешили снять эти заготовки, не объясняя, как из этих шариков получаются плитки смальты. Сказали только одно - состав подбирается так, чтобы смальта получилась одновременно прочная, чтобы держала форму и хрупкая, чтобы кололась легко.

Смальту здесь начали варить два года назад. Изначально, молодые художники занимались иконописью, но получили заказ - выложить мозаичное панно и столкнулись с проблемой.
 
Дмитрий Липнёв, Организатор производства смальты, Художник-реставратор: Сложно достать смальту, а когда она приезжает приезжают не те цвета, которые тебе нужны, то есть не всегда попадают.

Так и пришла идея "варить" смальту самим. За два года, наработали более тысячи оттенков смальты с широчайшей палитрой красок. Некоторые создают эффект мерцания и перелива цветов. Это позволяет создавать живописные панно необыкновенной красоты. Разновидности форм этого отделочного материала используют для облицовки как крупных, так и небольших площадей.

Максим Юмшанов, Художник иконописец-мозаичист: Пиксельность она должна прослеживаться. Если сделать очень плотно и очень мелко, то оно будет создавать как бы эффект картины и не будет понятно, что это мозаика.

Сейчас мастера работают над самым крупным для современной России проектом - выкладывают мозаичные панно в храме села Дивеево. Для того, чтобы эта работа была безупречной, с верно подобранным цветом и нужным оптическим объёмом, продолжают экспериментировать с расцветкой своей смальты. 

17 февраля 2021 года. ГТРК "Нижний Новгород"

Возврат к списку