Избыток антиоксидантов в пище может провоцировать рак кишечника

31.07.20
31 июля 2020 года, ГТРК "Нижний Новгород".  Антиоксиданты принято считать очень полезными веществами. Большинство поклонников ЗОЖ стараются максимально обогатить ими свой рацион. Но, как показало новое исследование, они могут быть опасны. Об этом пишет Вести.ру.

Как выяснили недавно учёные, если у человека есть определённая мутация в ДНК, то богатая антиоксидантами пища может провоцировать развитие рака кишечника (по крайней мере, именно это произошло в опытах на животных).

Подробности изложены в научной статье, опубликованной в журнале Nature.

Внимание учёных уже много лет приковано к антиоксидантам – веществам, которые в большом количестве содержатся в чёрном чае, какао, орехах, ягодах и некоторых других продуктах. Биологи изучают их потенциал в оздоровлении организма и замедлении старения.

Народная молва давно наделила антиоксиданты славой безусловного блага и чуть ли не лекарства от старости. Но специалисты куда более осторожны в выводах. Например, есть данные, что эти соединения могут способствовать развитию онкологических заболеваний.

Теперь международная группа исследователей ещё раз подтвердила, что с этим "целительным бальзамом" не всё так просто.

Парадоксально, но на этот раз учёные вовсе не стремились исследовать эффект антиоксидантов. Они искала ответ на совсем другой вопрос: почему почти все случаи рака кишечника приходятся на толстую кишку, хотя тонкая кишка гораздо больше по площади?

Учёные экспериментировали с белком p53. Он присутствует в каждой клетке и в норме мешает её онкологическому перерождению. Однако иногда в гене TP53, кодирующем этот белок, происходят вредные мутации. Они могут ослабить полезное действие p53, а то и превратить его из врага рака в его союзника. Такой мутантный белок часто встречается в опухолях при колоректальном раке (то есть при раке толстой кишки).

Авторы ввели мутантную версию белка в кишечник лабораторных мышей. К удивлению экспериментаторов, в тонкой кишке "мутант" боролся с раковыми клетками, причём даже эффективнее, чем нормальный p53. А вот в толстой он, наоборот, способствовал развитию болезни.

Откуда взялась эта разница? Биологи предположили, что дело в кишечных бактериях, которых мало в тонкой, но очень много в толстой кишке. В последние годы исследователи находят всё больше свидетельств того, что эти "квартиранты" могут влиять на наше здоровье самым неожиданным образом.

Чтобы проверить эту гипотезу, учёные уничтожили кишечный микробиом мышей с помощью антибиотиков. Вместе с бактериями исчезла и разница в действии мутантного p53. Он больше не помогал раку толстой кишки.

Но почему же кишечные бактерии радикальным образом меняют свойства белка? Эксперименты показали, что дело в антиоксидантах.

Кишечные микробы вырабатывают эти вещества, они являются отходами их жизнедеятельности. Поэтому антиоксиданты всегда есть в толстой кишке, даже если они не поступают сюда с пищей.

Если именно они усиливают "раковый" режим мутантного белка, то нужно добавить их в тонкую кишку, решили исследователи. Для этого животных специально кормили продуктами, богатыми антиоксидантами. И оказалось, что в этом случае онкогенные свойства мутантного белка p53 ещё больше усиливались.

Чтобы дополнительно убедиться в своих умозаключениях, учёные уничтожили кишечный микробиом антибиотиками, но давали мышам с пищей галловую кислоту. Это антиоксидант, который встречается, в частности, в чае. Под действием этого вещества мутантный p53 вёл себя так же, как и в присутствии кишечных бактерий, то есть провоцировал рак.

Что в связи с этим делать людям с мутацией в гене, кодирующем p53? К слову, её наличие можно заподозрить у себя, если в семье уже были случаи колоректального рака. Возможно, в этом случае было бы полезно задуматься о своей диете и ограничить себя в продуктах, содержащих антиоксиданты. Однако время медицинских рекомендаций ещё не пришло. Перед этим специалисты должны провести множество дополнительных исследований, в том числе чтобы подтвердить, что те же механизмы отвечают за развитие опухолей и у людей.