Что нас ждет?
Карантинные ограничения будут сниматься постепенно, люди будут медленно возвращаться к обычной жизни. Изменятся привычки - кто-то продолжит покупать онлайн и заниматься спортом дома, многие будут продолжать избегать людных мест, другие останутся на удаленке.Пример Китая подтверждает, что возврат к обычной жизни будет непростым. С одной стороны, на вторых апрельских выходных, которые в Китае были праздничными, бронирования отелей выросли на 60% по сравнению с предыдущей неделей, покупки билетов на поезда - в 2 раза. С другой, снижение спроса на продукцию китайских предприятий пока не дает возможности восстановить объемы производства.
Когда закончится карантин, большинству бизнесов придется начинать жизнь не с нуля, а вытаскивать себя из глубокой финансовой ямы. "Мы как рыба, которую вытащили из воды. Еще чуть-чуть, и нас не будет", - говорит хозяин туристической фирмы в Нижнем Новгороде Александр.
И так не только в России. Опрос 1200 американских малых компаний, проведенный LendingTree, показал, что 71% боятся не оправиться от спада, вызванного пандемией. 70% планируют увольнения, сокращения зарплат и времени работы, 69% сказали, что у них не хватит денег на поддержание нормальной работы в течение ближайших 90 дней. Кстати, 73% граждан США по опросам уже зафиксировали снижение своих доходов.
Кто в числе самых пострадавших?
Рестораны, гостиницы, транспорт, сектор услуг и развлечений, импортеры, туристические фирмы, организаторы деловых мероприятий, строители, фитнес-центры, беспошлинная торговля – вот неполный список отраслей, наиболее сильно затронутых коронавирусом. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", в отраслях, которые были определены наиболее пострадавшими от кризиса, работает 329 тысяч компаний. В основном это транспортные фирмы (77 тысяч), предприятия общепита (69 тысяч), спорт, отдых и развлечения (43 тысячи), туризм (32 тысячи).
Если смотреть не по числу предприятий, а по экономическому "весу", то на первом месте воздушный транспорт. Оборот этой отрасли в 2019 году составил 1589 млрд рублей, доля этой отрасли в совокупной выручке наиболее пострадавших отраслей - 25%.
Автомобильный грузовой транспорт и услуги по перевозкам - это 1367 млрд рублей, и по выручке это 21% в совокупной выручке наиболее пострадавших отраслей.
Туризм на этом фоне выглядит скромнее, так как на него приходится только 3% выручки. Характерно, что компании в этой отрасли и более уязвимые: более 14%, как показывает Индекс финансового риска СПАРКа, еще до кризиса были в опасной зоне.
"Лидеры" же по финансовой устойчивости среди наиболее пострадавших - автомобильный грузовой транспорт, деятельность по организации конференций и выставок, грузовой воздушный транспорт.
Чем поможет государство?
Федеральные и региональные власти вводят самые разные меры поддержки, которые, однако, будут доступны не всем и по объему, скорее всего, окажутся недостаточными.
В частности, это отсрочка уплаты налогов, возможность получить каникулы по кредиту, мораторий на банкротства, отсрочка арендных платежей, беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты, снижение страховых взносов с 30 до 15%.
Есть антикризисные меры в сфере закупок: введение авансирования закупок у субъектов МСП в размере 30%, неприменение штрафных санкций. Однако, по данным "Интерфакс-Маркер", только 10% компаний из сегмента МСП участвуют в госзаказе.
На сайте nalog.ru можно в несколько шагов узнать, какие меры поддержки распространяются на конкретную компанию.
Для этого надо указать основной вид экономической деятельности ЮЛ или ИП (относится ли к числу наиболее пострадавших), входит ли оно в "Реестр МСП" и ответить на вопросы.
Для бизнесов в пострадавших отраслях перенесены сроки уплаты налогов, сроки уплаты страховых взносов для микропредприятий, введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Чтобы получить отсрочку или рассрочку по налогам, нужно вести деятельность в наиболее пострадавших отраслях и при этом зафиксировать снижение доходов более чем на 10% или получить убыток после прибыли в 2019 году.