Неожиданный поворотЕвгений Рожков

17:04
26.04.06
0
905
Томск - в центре большой политики. В ближайшие часы там начнется встреча лидеров Германии и России. Владимир Путин в Томске уже с утра и сразу же по прилету занялся проблемами региона. Итоги совещания с местным руководством принесли сенсацию. Президент распорядился отодвинуть Восточный нефтепровод за пределы водозаборной зоны Байкала. По проекту труба должна была пройти всего в 800-х метрах от озера, теперь же ляжет более чем на 40 километров севернее.


Открыть полностью
Вопрос о том, как поднять Сибирь, сегодня, похоже, перестал быть риторическим. Президент, губернаторы и федеральные министры сегодня говорили не столько о проблемах, сколько о том, как их решать, причем назывались реальные цифры и проекты.
Начал президент с того, что существующая программа освоения Сибири нужных результатов не дала. Темпы роста экономики в регионе замедляются, и это, как ни парадоксально, из-за богатства Сибири природными ресурсами. Регионы просто ленятся переходить на новые высокие технологии.
Владимир Путин говорил об этом предельно жестко и даже возмутился, когда его прервал чей-то не выключенный телефон. Нужно развивать в первую очередь транспорт. Появятся дороги, города станут оживать, а новый нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" и вовсе позволит регионам стать прибыльными.
"Этот проект, он, конечно, беспрецедентный по масштабам даже для нашей страны. Он нужен и стране в целом, и регионам Сибири и Дальнего Востока. Осуществление этого проекта создаст новые, абсолютно новые инфраструктурные возможности для развития Восточной Сибири, о чем я уже сказал, что для нас особенно важно, потому что мы знаем, как недооценены запасы Восточной Сибири. И если мы туда с трубой не придем, мы эти возможности никогда не вскроем. Так все и будет на бумаге", - считает Владимир Путин.
Это самый большой проект в истории России, расхваливал новую трубу глава "Транснефти" Семен Вайншток. Она только от налогов даст регионам в пять раз больше, чем они имеют. Труба пройдет недалеко от озера Байкал. Но это совершенно не опасно, заверил всех Вайншток: "Данный проект является беспрецедентным для России, поскольку в нашей стране подобных по техническим и технологическим показателям нефтепроводов не существует. Особый упор был сделан на детальную проработку технических решений и природоохранных мероприятий, обеспечивающих исключение возникновения внештатных ситуаций. Анализ результатов математического моделирования аварийных ситуаций  показал, что вероятность возникновения внештатных ситуаций является запроектной".
"На каком расстоянии от берега Байкала по имеющемуся и утвержденному сейчас проекту должна пройти система?" – поинтересовался президент.
"Водоохранная зона Байкала составляет 500 метров. Мы отодвинулись максимально возможно еще на 300 метров. И так мы можем отойти от Байкала на 800 метров", - ответил глава "Транснефти".
Но губернатора Иркутской области Александра Тишанина и его общественность, как он сказал, эти 800 метров не устроили: "Общественность, конечно, беспокоит то, что на расстоянии 800 метров проходит труба. Волнует, конечно, то, что участок там достаточно сейсмичный".
"Те, кто спорят, я считаю, это отсутствие элементарных экологических знаний, - возражает президент Бурятии Леонид Потапов. - У нас таких масштабных митингов не было. Мы народу объяснили. Поэтому, я считаю, петухов политических вокруг этого много развелось, надо это дело прекратить и начинать строить".
Тогда Владимир Путин привлек третейского судью - вице-президента Российской академии наук. Они вместе вышли к карте. Оказалось, что теоретически опасность для Байкала все-таки существует.
"Есть технологическая, техническая возможность уйти на север так, как предлагает академик Лаверов? Давайте, мы так договоримся. Я чувствую, если вы колеблетесь, значит, такая возможность есть, потому что если бы такой не было возможности, вы без колебания ответили, что это невозможно, - обратился к собеседникам президент. - Значит, давайте мы договоримся таким образом: как и предложил академик Лаверов, работу нужно начинать  с двух сторон. И к тому моменту, когда вы подойдете к точке или к двум точкам, откуда нужно будет осуществлять обход Байкала, к этому моменту нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательные работы для того, чтобы продолжить эту работу в районе Байкала, причем трасса трубопровода должна пройти севернее той зоны, которую обозначил академик Лаверов. Будем  считать, что на этом мы и договорились".
В итоге президент все выслушал и решил: надо строить севернее: "Я исхожу из того, что если хоть на один процент есть так, то мы должны подумать даже об этом проценте, и не со ссылкой на мнение наших коллег, которые далеко живут от Байкала, хотя и это нужно учитывать. Нужно, прежде всего, подумать о будущих поколениях в России и проявить здесь не только максимальную компетентность, но и максимальную ответственность. Если есть хоть ничтожная доля, малейшая доля опасности загрязнения Байкала, то мы, думая о будущих поколениях, должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить. А это значит, что трубопроводная система, о которой мы говорим, должна пройти за линией водозабора, севернее линии водозабора озера Байкал".
Но откладывать строительство трубопровода из-за этой перемены не будем, добавил Путин. Оно должно начаться, как и запланировали в эту пятницу с левого и с правого конца трубы. А "Транснефти" поручено  проработать тему, насколько можно отойти от берегов Байкала. Выйдя  к прессе, Семен Вайншток уже считал в уме, умножая километры на рубли.
На вопрос журналистов, готов ли он был к такому повороту события, глава "Транснефти" честно признался: "Я не был готов". "В пятницу начнется строительство?" – поинтересовались тогда журналисты. "В пятницу начнется строительство", - твердо ответил Вайншток.
И уже за кадром глава "Транснефти" добавил: "Я – солдат, президент -  главнокомандующий. А приказы не обсуждаются". Трубопровод нужен Сибири и всей стране, а значит, будут строить в любом случае.
Поделиться:
Связаться с нами:

Новости по теме

Комментарии

Возврат к списку