Предложенная в 2016 году Мининским университетом модель целевой подготовки педагогов меняет подходы к целевому приему и целевому обучению и поднимает их на новый качественный уровень. Целевое обучение проходит на основе трехстороннего договора: вуз – регион – студент. Теперь договор будет заключаться по результатам открытого конкурсного отбора лучших студентов на втором курсе бакалавриата (или при поступлении на 1 курс магистратуры).
Одним из этапов конкурсной процедуры является "Комплексный Экзамен готовности к профессиональной деятельности обучающихся образовательной организации высшего образования" (КЭ). Его участниками могут стать студенты, успешно завершившие 2 курс обучения (при нормативном сроке обучения 4 года) или 3 курс обучения (при нормативном сроке обучения 5 лет), а также обучающиеся по индивидуальному учебному плану и (или) имеющим среднее профессиональное образование.
Как отмечают разработчики модели, подобный экзамен не станет аналогом ЕГЭ, а будет включать как оценку знаний, так и творческую часть. Комплексный экзамен включает в себя три компонента – вида аттестационных испытаний:
· тестирование по педагогике и психологии (100 баллов);
· представление портфолио аттестуемого (100 баллов);
· защита курсового проекта по дисциплине предметной области будущей педагогической деятельности (100 баллов).
По результатам сдачи КЭ (максимально 300 баллов) комиссия по приему КЭГ примет решение о рекомендации (или не рекомендации) студента к зачислению на программу целевой подготовки. Правом на целевое обучение и последующее контрактное трудоустройство получат студенты, набравшие по итогам комплексного экзамена готовности к профессиональной деятельности от 240 до 300 баллов. Набравшие от 165 до 239 баллов, могут претендовать на заключение договора целевого обучения только при условии отказа от этого права предыдущей категории студентов. Обучающиеся, имеющие по итогам экзамена менее 165 баллов суммарно, считаются не участвующими в отборе на участие в целевой подготовке педкадров.
Новая модель целевой подготовки для педагогов, получившая одобрение на совещании Правительства РФ под руководством Д.А. Медведева и членов кабинета министров и рекомендованная к внедрению в 2017 году, вступила в стадию апробации. В 2016–2017 годах в проверке модели в России участвуют четыре пилотные площадки, в том числе и Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. На участие в базовом эксперименте в 2017 в инициативном порядке подали заявки еще 12 регионов.
Конкурсный отбор претендентов на целевые места дает возможность поднять престиж профессии педагога, привлечь лучших студентов, повысить объективность решения о приеме на места целевого обучения. Все это позволит в дальнейшем модернизировать институт целевого обучения и обеспечить подготовку вузом именно такого специалиста, который требуется конкретному работодателю.