Современная жизнь старинных усадеб

11:29
28.04.08
0
1638
Каждый третий памятник в России находится в плохом состоянии, каждый двенадцатый – в аварийном. Некоторые архитектурные шедевры прошлого разрушаются, другие спасают энтузиасты, есть и новая волна - памятники попадают в руки частных инвесторов. Только современные меценаты следовать исторической правде особо не стараются – специалистам-искусствоведам остается только разводить руками. Зато поиграть в дворянство нынешние благодетели любят. Пустяк, а приятно. Да и некоторые депутаты, что за культурное наследие заступаются, на эти мелкие шалости инвесторов глаза закрывают: памятники приобретают достойный вид, хоть и нет хозяевам дела до архивных документов. Есть, правда, прямо противоположные примеры, когда про историю, про каждый кирпичик знают все, но денег нет, чтобы восстанавливать.


Открыть полностью

Усадьба барона Жомини. Отреставрированный дом красуется новенькой деревянной отделкой, ясеневая аллея шумит, как и сто лет назад, радуют глаз подлинные ступени, литье начала 19-го века. Еще несколько лет назад в усадьбе царила разруха. Никто и не вспоминал об исторической ценности этого места. В разное время в доме содержали заключенных, жили эвакуированные, была коммуналка и заседал колхоз. После того, как усадьба стала частной собственностью, она действительно стала похожа на объект культурного наследия. Правда, дом для туристов закрыт – там живет владелец усадьбы. А вот по парку вполне можно прогуляться. Видно для пущего впечатления рядом с усадьбой даже организовали этническую деревню, а по исторической территории рассадили бутафорские грибы.  Депутаты отметили - это один из способов сохранения исторических памятников, и он неплохой. К тому же туристы сюда уже приезжают, хоть и не очень часто.
Еще одно имение. И еще один объект туристического маршрута. Усадьба Пашковых. Здесь развернулся тот же инвестор, и та же активная реконструкция. Костюмированный прием и небольшая экскурсия по территории. Пока жесткого контроля за сохранением каждой частицы этой уникальной усадьбы нет. Сейчас только идет передача памятника в собственность, оформляются документы. И только потом  все работы будут согласовываться. Впрочем, уже сегодня некоторые страницы истории здесь переписали. Здание бывшей больницы, которую граф Пашков построил для крестьян, возродили из руин – только назвали зимним домом графа.
А вот еще дна фантазия нового собственника - бывший ледник. Его восстановили, но не как холодное помещение, а как каземат – тюрьму для крестьян. Это, конечно, не соответствует истории, но так захотел инвестор. Как говорится, хозяин – барин. Точнее барон. Так Виктор Лавров сам себя назвал, когда представлялся журналистам. Это, своего рода, бонус за безвозмездное вложение денег в усадьбы. Раньше-то меценаты занимались благотворительностью, современные, как их называют, инвесторы, пусть не финансовую, но выгоду все равно хотят извлечь. Здесь вот заигрались с историей.
Этот дом – уникальный памятник, выполненный в стиле архитектуры Викторианской эпохи. Красно-белый дворец имел внутри дубовую отделку. Именно ее украли вандалы и устроили здесь пожар. Инвестор замечает, эксперты посоветовали ему оставить эти руины в покое – может, они станут нижегородским Колизеем. А вот на цокольный этаж дома уже есть планы. Там будет экстрим-гостиница – в подвалах.
Церковь когда-то тоже построил граф Пашков для жителей Ветошкина. Сегодня она нужна только прихожанам. И еще одно невостребованное инвестором здание усадьбы - дом врача. Сюда руки и деньги спонсора не доходят. Но это неправильный подход, уверены специалисты. Светлана Зеленова, заместитель начальника Государственного контроля учета объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области: "Усадебные комплексы должны передаваться комплексно и одному инвестору, чтобы он восстанавливал все, а  не выборочно". Реставрация должна соответствовать научной документации. Недопустимо, отмечают эксперты, например, переносить лестницу из практически разрушенного здания во вновь отремонтированное или делать, как новый владелец: камень, под которым, по легенде, граф Пашков в своей усадьбе похоронил свою любимую собаку, стараниям инвестора переместился в имение барона Жомини…
Совсем другую картину можно увидеть в усадьбе Приклонских-Рукавишниковых. Этот памятник - в отличие от предыдущего – регионального - имеет федеральное значение, да и находится неподалеку от областного центра – в Богородском районе. Только вот добраться сюда - на высокий берег Оки - можно на вездеходе или пешком – по полю несколько километров. И все же встречаются такие туристы-дикари. Да и сама усадьба – ей кстати 400 лет – практически разрушена, но даже в своих руинах выглядит величественно. Здесь тоже был колхоз, жили в коммуналке люди, кстати, и до сих пор живут. Все об истории Приклонских-Рукавишниковых знает Жанна Потравка. Она поселилась в руинах 7 лет назад и называет себя  "турист, не прошедший мимо". Жанна перелистала десятки исторических документов о памятнике и описей. Теперь знает даже какого цвета была обивка мебели в барском доме. Нашла фрагменты стекла 18 века, заморского литья и чугунные люки с клеймом. Ворота восстановила буквально из кусочков – потребовалась работа лучших нижегородских кузнецов. Она готова бороться за каждый подлинный кирпич. Пока памятник находился в забытьи, местные жители тащили отсюда все, что плохо лежало – французскую плитку, древний кирпич, доски. Сегодня из 27 построек усадьбы сохранилось только 11 – конюшни, каретная мастерская, пекарня. И у тех остается все меньше шансов на выживание. Жанна и еще несколько активистов пока очищают уникальные постройки от земли, уже расчистили липовую аллею. Но здесь нужны серьезные инвестиции.
В округе к активистке относятся несерьезно, да и власти настроены не очень доброжелательно. Она пыталась купить это "дворянское гнездо" - не удалось. Сейчас подписала договор аренды. Можно, говорит, конечно, все бросить и оставить на расправу времени. Но уж больно жалко, что канут в лету трехсотлетний водопровод и водонапорная башня – уникальные технологии для того времени, остатки семейной церкви, а под ней - усыпальница знаменитого дворянского рода. Эта усадьба могла бы стать хорошим музеем. Но пока до настоящей экспозиции дело не дошло – Жанна собирает крупицы истории в сундук - кусок стекла, горсть старинных монет и осколок немецкой керамики.
Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку