Премьера! "Господа Головлевы" или умопомрачение в двух частях увидят нижегородцы в театре драмы.

07:33
10.05.18
0
1818
10 мая, ГТРК "Нижний Новгород". Сегодня в 18:30 в нижегородском театре драмы им.М.Горького (по адресу ул. Большая Покровская, дом 13), состоится премьера нового спектакля по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина" "Господа Головлевы".


Открыть полностью
Режиссером-постановщиком выступил Искандер Сакаев, известный нижегородским зрителям по спектаклям «Остров грехов» и «Саломея».

По этому поводу режиссер пошутил: «Получается, что я в Нижегородском театре драмы все про грехи ставлю… Тем интересней зрителям, что же авангардного я привнесу в спектакль по Салтыкову-Щедрину. А мы возьмем и покажем «энциклопедию русской жизни»

"Очень хотел поставить это произведение, и тут у нас совпали желания с театром, - сказал на пресс-конференции Искандер Сакаев. – Да, действительно это произведение достаточно много ставят, но у него нет шлейфа каких-либо стереотипов. Оно достаточно многослойное, многоуровневое, что позволяет режиссерам найти свой подход, расставить свои акценты.  

Моя сверхзадача была поставить спектакль не о беспросветных мерзостях нашей русской провинциальной жизни, их и так много вокруг. Да и произведение не об этом. Салтыков-Щедрин, в первую очередь, как мне кажется, писал о прощении, о покаянии, о просветлении. Любой человек может прийти к покаянию.

Это не значит, что он станет святым. И у него вырастут крылья. Если есть момент раскаяния, значит есть и очищение. Важен сам этот путь. Для меня «Господа Головлёвы» именно об этом. Об этом мы и ставим спектакль: как найти свой путь к добру в этой, казалось бы, беспросветной сложной жизни", - поделился с журналистами своим видением жизни Мскандер Сакаев.  

Журналистам был показан фрагмент репетиции: пролог и первая сцена. В прологе зрители знакомятся со всеми героями спектакля. И понимают, что события разворачиваются на… кладбище. И Иудушка Головлёв появляется в таком состоянии, каким мы его видим у Салтыкова-Щедрина почти в самом конце. Отсюда, конечно, возникают вопросы: зачем? И каким будет Головлёв в финале спектакля? Каким его будет путь к покаянию и добру?

"Тема погоста постоянно присутствует в романе, - рассказывает режиссер. - Все время же кто-то умирает. Перед нами череда смертей. Именно погост - основная точка, где рано или поздно оказываются все персонажи.  Это место, из которого нельзя выйти… Место, в которое герои постоянно возвращаются. И, по сути, все пространство Иудушки Головлёва ограничено погостом. Он живет в этом пространстве. И в то же время, если вы заметили, могила – это точка их возникновения, рождение персонажа на наших глазах… Возрождение.

Да, это умопомрачение… Так мы определили жанр спектакля. Это слово амбивалентное.  Его можно по-разному трактовать. А как звучит Иудушка? С одной стороны, Иуда. Но его так никто не зовет. Именно Иудушка. С другой стороны, Душка… Повторюсь, роман многослойный. У читателя возникает ряд ассоциаций при прочтении, мы надеемся, что нам удастся это сохранить и в спектакле. Только используем мы театральный язык. Безусловно, каждый что-то привносит, но от этого суть романа не меняется. Мы ведем диалог с автором. И Салтыков-Щедрин позволяет нам это делать.    

Кроме этого, действие происходит в… сознании Иудушки. Это его фантазия… И его умопомрачение многое объясняет. Нам бы хотелось, чтобы зритель пришел сам к этому на спектакле. Поэтому не хочу говорить сейчас о финале. Кладбище как метафора его внутреннего мира...

С другой стороны, умопомрачение в какой-то степени развязывает и нам руки. В том смысле, что мы не привязаны к эпохе. Эта история может произойти с каждым из нас. Оно совпадает с болью и ощущениями современного человека. Падение и очищение… Таков человек. И я уже чувствую себя Иудушкой Головлёвым (улыбается).

В спектакле много переодеваний. Есть абсолютно уникальные костюмы. Художник по костюмам Наталья Кузнецова. Зритель увидит это на спектакле. И костюмы все содержательные: это в какой-то степени внутренний мир героев, этой семьи.

Но в спектакле вообще нет музыкального оформления. Никаких фонограмм. Только живой звук. Причем, мы пришли к этому во время репетиций. Это абсолютно логично вписывается в атмосферу спектакля. У нас много самых разных музыкальных инструментов. Такой звуковой спектакль, мелодичный, ритмичный. Но весь звук идет от артистов. Из персонажей. Вообще, это спектакль актерский…", - уточнил Искандер Сакаев.

В театре драмы запланированы два премьерных показа 10 и 19 мая.



Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку