Как живет старейший Починковский конный завод России: От 1652 года до наших дней

18:08
1.06.22
0
2345
Старейший конный завод России будут постепенно восстанавливать. Предприятие с многовековой историей - визитная карточка Починковского района. Именно здесь была выведена уникальная порода лошадей - советский тяжеловоз - сегодня известная всему миру. Как выглядит и выживает конезавод сейчас? Расскажет Дарья Соловьева


        Array
(
    [480] => /upload/iblock/198/4d3esnvxd6zsbb1ran6zi1pwoxw4w9hb/koni_480_m.mp4
    [360] => /upload/iblock/11f/ss4ifkbhpl6secku9bs83gljjthldrr0/koni_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/5ae/e2rpkszwl5p30sdwst6gqw4w8d3kt9kw/koni_240_m.mp4
)
      
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
В советское время Починковский конезавод - градообразующее предприятие, буквально - душа и сердце этого района. Чтобы обойти все конюшни, нужно было пройти расстояние не менее двух километров, здесь работали порядка 200 человек, а поголовье составляло более 700 лошадей.

История конезавода началась в 1652 году. По приказу боярина Морозова на месте построили деревянные конюшни. Позднее - в 1820-х годах - стали возводит каменные сооружения - по проекту архитектора Кутепова. 
 
Юлия Пушкилева, Экскурсовод Починковского народного краеведческого музея: Построена конная часть в виде каре замкнутого, вход в башне, а по углам четырем - манеж, на 680 голов. Стены у нас построены с таким продуманным умыслом, что метровой толщины, - то есть неотапливаемые конюшни за счет дыхания лошадей зимой - очень тепло.

Сегодня объект культурного наследия переживает не лучшие времена. Порядка 80 процентов заводских корпусов - в плачевном состоянии. Разрушается кровля и стены, падают сваи, охотники за цветметом растаскивают арматуру... Здание трижды горело. А, к примеру, в центральной смотровой башне некогда был музей, располагалась библиотека.

- Здесь была винтовая лестница, ведущая как раз на башню-шпиль, на которой находился флюгер коня Ашонка.

Сейчас флюгер, говорят местные, - под завалами мусора. 
 
Но вот как главная башня выглядела в 1972 году. Эти кадры сберег архив ГТРК "Нижний Новгород". Здесь же запечатлено как в манежах проходят тренировки. Но главная гордость Починковского конезавода - вовсе не лошади для верховой езды, а знаменитые советские тяжеловозы - настоящее чудо горьковской селекции: 
 
Вера Кузнецова, Ветеринар Починковского конезавода: Самые сильные, самые выносливые, у нас даже одна кобыла была - свободно брала восемь тонн!

А вот сила тяги жеребца - порядка 30 тонн! Лошадей выводили, чтобы скомпенсировать отсутствие тяжелой техники. Сегодня на предприятии больше ста добродушных гигантов. И именно они могут привлечь туристов со всей страны. 

Инна Мосунова, Волонтер: Мы бы хотели сделать исторический центр, куда могли бы приезжать наши туристы и смотреть, как издавна пахалась земля, и поучаствовать в этом! Молоко кобыл - очень уникальное по своему составу - и это тоже в перспективе - сделать сюда лечебные туры, по кумысолечению, как это есть на Урале!

Надеются, претворить планы в жизнь поможет региональное правительство. Обещание дал сам губернатор - во время визита в Починки зимой прошлого года. По законодательству же содержать ОКН должен собственник. 
 
Олег Гусев, Владелец Починковского конезавода: В этом году мы планируем завершить проект реконструкции этой части башни и попробовать водрузить шпиль. Мы сотрудничаем с Лариным - с местной администрацией - у них по плану в этом году заложена реконструкция подъездных путей.

Реконструкция знакового для всего района места особенно необходима в этом году. В сентябре в Починках отметят сразу три круглых даты - юбилей села, юбилей самого конезавода и 70 лет со дня выведения советской тяжеловозной породы лошадей. 

01 июня 2022 года. ГТРК "Нижний Новгород" (видео)

Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку