"ќна бо€лась, что ее отрав€т. » она ела из фарфора. ј если был €д, он раствор€лс€ в фарфоре, или эта чашка лопалась"

15:42
1.09.20
0
3733
¬ центре "Ёрмитаж-¬ыборг" представили уникальный фарфор »мператорского завода. ќб этом сообщает телеканал –осси€- ультура.



00:00
/
360
360
240
ќткрыть полностью

—ервизы графа ќрлова, императрицы ≈лизаветы ѕетровны и еще дес€тки работ мастеров русского фарфора. ¬ центре ЂЁрмитаж-¬ыборгї открылась выставка Ђќбразы природы в произведени€х »мператорского фарфорового заводаї.

¬ 1744 году ≈лизавета ѕетровна учредила Ќевскую порцелиновую мануфактуру - с 1765-го »мператорский фарфоровый завод.

Ђ» така€ была легенда даже - она бо€лась, что ее отрав€т. » она ела из фарфора. ј если был €д, он раствор€лс€ в фарфоре, или эта чашка лопалась. ¬ общем-то она дала идею начать это производство фарфора в –оссииї, - говорит директор выставочного центра ЂЁрмитаж-¬ыборгї јлександр  остенко.

Ѕлагодар€ легенде, придуманной хитрыми продавцами китайского фарфора, мы узнаем о давно утраченных элементах сервировки. ¬ комплекте самого первого российского сервиза - рюмочна€ передача. ≈е наполн€ли сухим льдом, чтобы охладить алкоголь.

Ђ≈сли сегодн€ ведерко со льдом и шампанским присутствует на наших банкетах, то рюмочной передачи сегодн€ мы уже не увидимї, - отметила сотрудник выставочного центра ЂЁрмитаж-¬ыборгї ≈лена ѕенска€.

–езьба на тарелках повтор€ла решетчатый узор садовых трель€жей. јрхитектурные элементы в оформлении фарфора - мода XVIII века. ƒруга€ неизменна€ примета - образы живой природы. Ќе обошлось и без любимого сюжета аристократов. Ќа тарелках - сцены охоты, по бокам супницы - головы кабанов. Ётот столовый комплект в свое врем€ был самым большим в –оссии - состо€л из двух тыс€ч элементов. ≈катерина II заказала его в немецком ћейсене. ѕосле, когда предметы разбивались, копии делали уже на »мператорском заводе. ¬ глазури фарфора всегда отражались стили большого искусства.  ак в архитектуре или живописи, эпоха модерна размыла рисунки на предметах интерьера.

ѕосле революции пейзажную лирику и вовсе сменит агитационный подтекст. Ќо уже в 30-е годы живописцы вернутс€ к анималистической теме, правда, порой в неожиданной трактовке. ’удожник »ван –изнич создал сервиз Ђќхотничьи самоловыї.

Ђ«десь, например, мы видим лос€, который лежит, согнув передние ноги - попал в ловушку. ћы видим горноста€, который повелс€ на приманку и угодил в западню. «десь другой пушной зверек на дереве - вот-вот сейчас в ловушку попадет - жестокие сценыї, - уточнила ≈лена ѕенска€.

јнималистическую тему художники отстаивали и в послевоенные годы. ѕолюбившийс€ советскому потребителю сюжет Ђћишка на —евереї воплотили в белоснежном материале. —овременные мастера уже не доказывают - ищут и пробуют. Ёкспериментальный поиск то приводит к творческим открыти€м, то возвращает к классике. » хоть сейчас обманку из сервиза-натюрморта трудно прин€ть за натуральный овощ, эксперты увер€ют, сегодн€шние произведени€ из фарфора из€щны и невесомы, как и 300 лет назад.

≈катерина √ордиенко

01 сент€бр€ 2020, √“–  "Ќижний Ќовгород"

ѕоделитьс€:
—в€затьс€ с нами:

¬озврат к списку