В Приволжской столице открылся IV Всероссийский съезд биофизиков

21 Августа 12 12:21
Победить рак на молекулярном уровне. На подмогу хирургам приходят биофизики. О последних достижениях биологической физики всю неделю будут говорить в Приволжской столице. Сегодня открылся IV Всероссийский съезд биофизиков - долгожданное событие для научного мира страны. Какими открытиями готовы поделиться нижегородские ученые, и чем интересен опыт других городов? Корреспондент программы "Вести - Приволжье" продолжит тему.

Накормить, нагреть и убить - такую ловушку подготовили нижегородские биофизики раку, зная о его слабости перед золотом. Наночастицы драгоценного металла внедряются в кровь и почти полностью поглощаются зараженными клетками. Но попав под прицел лазера золотые наночастицы нагреваются вдвое сильнее самого облучения и клетки с опухолью погибают. Не щадит рак один из перспективных разделов биофизики - биофотоника. Ее главное оружие - знание света и его физических свойств.
ЕЛЕНА ЗАГАЙНОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА НИИ ПРИКЛАДНОЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ НИЖГМА: "Биофотоника сейчас переживает настоящий бум. Связано это с уникальными разработками, которые были сделаны в двух направлениях - с одной стороны, физики изобрели новые источники излучения, которые позволяют глубже проникать в ткань или вызывать локальный нагрев. С другой стороны - биологические разработки, которые разработали новые контрасты".
На борьбу с опухолевыми клетками нижегородские ученые привлекают и способность определенных белков - светиться. Их ген встраивается в опухолевую клетку и размножается вместе с опухолью. Эту клетку или зараженный живой организм помещают в специальный флуоресцентный томограф и облучают - после этого вся зона опухоли начинает светиться, как бы глубоко не пряталась в организме. Белок может не только осветить рак, но и убить его.
МАРИНА ШИРМАНОВА, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ПРОБЛЕМНОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ БИОФОТОНИКИ НИИ ПРИКЛАДНОЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ НИЖГМА: "Килер ред" - это уникальный красный светящийся белок. С одной стороны за счет своего свечения он позволяет увидеть опухоль в организме животного, с другой стороны - убить эту опухоль или разрушить опухолевые клетки за счет своих токсических свойств".
О своих исследованиях нижегородские ученые из лаборатории флуоресцентного биоимиджинга - а именно под этим названием объединились все эти открытия - расскажут коллегам на IV съезде биофизиков. Всю неделю ученые со всей страны и из-за рубежа будут делиться своим научным опытом.
АНДРЕЙ РУБИН, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ БИОФИЗИКИ МГУ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМИТЕТА И НАУЧНОГО СОВЕТА ПО БИОФИЗИКЕ РОССИИ: "Важны ранние стадии заболевания. Очень много разных методов: магнитотерапия, лазерная терапия. Но механизмы нам до конца неизвестны. Это то, чем занимается биофизика".
ГЕНРИХ ИВАНИЦКИЙ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БИОФИЗИКИ РАН, ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА БИОФИЗИКИ И ФИЗИОЛОГИИ ПУЩИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: "В создании протезов и сосудов задействован гидрогенный материал, а не бинты, как было раньше".
Главные отрасли применения биофизики - экология и медицина. Правда, должно пройти немало времени от самих исследований до практики. Первые пациенты, которым смогут помочь в борьбе с раком по методу нижегородских ученых, появятся как минимум через 10 лет.