Астрономия в школах: из-за чего возвращают забытый предмет?

11:34
1.03.13
0
1972
Прописать астрономию в школьном расписании. Такую возможность обсуждают на уровне Совета Федерации. По мнению сенаторов, падение метеорита под Челябинском вызвало немало домыслов, а изучение астрономии поможет людям с ранних лет понимать природу таких происшествий. Как на предложение вернуть забытый предмет реагируют в нижегородских школах и кто будет преподавать, если ВУЗы уже не выпускают таких специалистов?


Открыть полностью
Через тернии к звездам. Астрономию ученики нижегородского лицея №165 изучают вне школьной программы, на факультативе 1 раз в неделю. Исследователи космических просторов признаются - этого явно не достаточно. Они уверены, что нельзя списывать эту науку со счетов.
В лицеесравнивают - предмет астрономии подобен тринадцатому зодиакальному созвездию - Змееносца. Вроде, давно пора вернуть его законный статус, но вот места для него не находится. Из образовательных стандартов астрономия как отдельный предмет полностью исчез несколько лет назад.
Нижегородский планетарий - один из последних бастионов, стоящих на защите исчезнувшего школьного предмета. Во время карантина места пустуют, но ежегодно залы планетария посещают больше 100 тысяч школьников. Любовь к космосу и тайнам вселенной никуда не исчезла.
Прививать любовь к астрономии нужно смолоду - в возрасте "почемучек". В этом уверены сотрудники планетария. На подмогу приходит иллюстративный материал и игровые методы. Инициативные школы здесь в числе постоянных посетителей.
УЛЬЯНА АВДЕЕНКО, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ И НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ПЛАНЕТАРИЯ: "Здесь проходят и популярные лекции, и программы шоу, которые помогают нам отправиться в разные уголки вселенной. У нас есть много учителей, с которыми мы работаем. Эти люди - настоящие энтузиасты".
Разговоры о возвращении астрономии на круги своя шли давно, но на федеральный уровень их вывело космическое невежество, а именно - падение метеорита в Челябинске. Домыслы обывателей и предположения ученых показали, что астрономия в системе образования просто необходима.
Однако, специалисты говорят - если предмет и вернут, то преподавать его будет некому. Алексей Киселев - один из последних выпускников кафедры астрономии и истории естествознания педуниверситета. Впрочем, кафедра существует до сих пор. Сейчас курс астрономии преподают в течении одного семестра, только физикам и математикам. Общее представление о вселенной для будущих учителей других специальностей есть только в курсе концепции современного естетствознания.
АЛЕКСЕЙ КИСЕЛЕВ, СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ АСТРОНОМИИ И ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ: "Название есть, а астрономии как предмета и как специальности сейчас нет. Раньше мы были выпускающей кафедрой и готовили учителей астрономии. Я один из последних выпускников именно специальности астрономия".
Досаточно ли таких фрагментарных знаний образованному человеку - вопрос спорный.
На редких кадрах 1979 года из архива Гостелерадиокомпании "Нижний Новгород" заседание секции юных астрономов. В обсерватории при педуниверситете школьники ведут наблюдения за поверхностью солнца. В этом году у секции юных астрономов, на базе университета, юбилей - 90 лет. Сколько открытий чудных готовил просвещенья век, вспоминает директор обсерватории Анатолий Порошин.
Через окуляр телескопа горьковские астрономы увидели первый искусственный спутник Земли и гигантское пятно на Солнце.
"И все-таки она вертится" - эта фраза Галилиея когда-то стала символом астрономического просвещения. Сегодня сторонникам этой дисциплины приходится зачастую занимать не менее жесткую позицию. Ведь именно от всеобщности астрономического образования зависит то, какие ответы сегодняшние школьники когда-нибудь дадут своим детям на извечные вопросы: куда уходит луна утром? Зачем звезды падают? Почему солнце светит?
Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку