В Арзамасе изготавливают уникальные комплектующие для ракет

12:32
16.10.14
0
943
За каждым стартом ракеты затаив дыхание следят в Арзамасе. На приборостроительном заводе собирают уникальные комплектующие для ракет. На заводе их называют просто "Изделия "ИМ-16" и "ИМ-25".


        Array
(
    [480] => /upload/iblock/5e5/pribor_480_m.mp4
    [360] => /upload/iblock/e94/pribor_360_m.mp4
    [240] => /upload/iblock/1b6/pribor_240_m.mp4
)
      
00:00
/
480
480
360
240
Открыть полностью
Один прибор чуть больше, другой поменьше - каждый помещается в ладони. Исполнительные механизмы управляют тягой ракетных двигателей и обеспечивают точный угол ее поворота. Без них ракета, вероятнее всего, воткнется в землю.

ВИКТОР РОГИНСКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА АРЗАМАССКОГО ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА: "Он выдает сигнал обратной связи которые отслеживает точный угол поворота и телеметрию, которая показывает исправность механизмов. Если ракета упадет - на земле точно будут знать, что это наш прибор".

Виктор Дмитриевич так шутит, приборы разработали еще в 1967 году, на ракеты их ставят уже почти полвека, за это время ни одного отказа или брака еще не было. Такой удачный получился блок. За это время изменились материалы, выросла скорость сборки, теперь монтаж занимает всего 2 недели. Но кропотливая технология осталась неизменной.

В ракетной технике только ручная сборка, к нее допускаются специалист с опытом не менее трех лет, работают только в дневное время суток и все операции фиксируются письменно. На участке всего 4 человека. У арзамасских блоков ракет "Протон-М" нет дублирующих систем. Сбой в одном приборе приводит к отказу всего оборудования. Получается, от каждого из четверых зависит успешность запуска.

АЛЕКСАНДР ПАЗИН, СЛЕСАРЬ-СБОРЩИК АВИАЦИОННЫХ ПРИБОРОВ: "Берем крышку, корпус, люфты, собираем, ставим двигатели и отдаем на монтаж. Механическая сборка - это дело исключительно мужское, окончательный монтаж - это работа только женская". Девушки вкладывают электрическую начинку: двигатели, редукторы, соединяют их проводами. На каждом этапе идет контроль. Компьютерное моделирование позволяет изготавливать детали с точностью до микрона, но окончательное слово - за людьми.
После сборки механизмы испытывают на надежность. Недавно исполнительные блоки думали адаптировать под новый ракетоноситель "Ангара". Приборы идеально подошли под новые требования. Первый испытательный пуск тяжелой версии "Ангары" с разгонным блоком "Бриз-М" и арзамасскими механизмами запланирован на 25 декабря 2014 года.
Поделиться:
Связаться с нами:

Возврат к списку